Сегодня в Союзе искусств “Нарекаци” состоялась встреча с видным армянским скульптором Арто Чакмакчяном. С этой встречи стартовал новый проект Союза “Нарекаци” “Энтелехия”. На мероприятии присутствовали многие известные личности – композитор Тигран Мансурян, писатель Перч Зейтунцян, шахматист Левон Аронян…
Арто Чакмакчян отметил, что залогом его любви к искусству стала армянская культура, которая давала ему силы творить и состояться как художник. Маэстро вспомнил, что после смерти отца получил письмо от его друга Ваана Малезяна, который выразил готовность помочь ему получить художественное образование во Франции. “В это же время в Египет прибыл теплоход “Победа”, чтобы увезти армян в Армению. Моя мать решила, что ехать в Армению правильнее, и я покорно исполнил ее желание”,- вспомнил скульптор. На теплоходе Арто возился с пластилином, и один из советских руководителей, заметив способности мальчика, пообещал устроить его в художественное училище, если он слепит Сталина: “Я помнил, что у Сталина были большие усы, и сделал акцент на этом. Получилось очень похоже, что развеселило этого человека, и он действительно помог мне поступить в художественное училище”.
Во время встречи мастер сделал одно признание. Удостоенная в 1964 году в Москве первой премии Комитета мира его скульптура “Хиросима” в действительности памятник Геноциду армян. Но в Армении эту работу не приняли, и тогда Чакмакчян представил ее на московском конкурсе под названием “Хиросима”. Скульптор еще раз подчеркнул, что он питается национальной культурой: “Для меня Нарекаци олицетворяет образ мыслителя, а Комитас – образ армянина… Я создал большую скульптуру Нарекаци, и когда-нибудь она будет доставлена в Армению”.
Отвечая на вопросAravot.am, какие скульптуры ему бы не хотелось видеть в Ереване, Чакмакчян сказал, что есть много примитивных скульптур, которые несут на себе отпечаток мышления своего времени. Он очень высоко оценил “Меланхолию” Ерванда Кочара, а об установленных на Каскаде скульптурах Ботеро сказал: “Ничего, они приехали в гости”. Речь зашла и об “Армянских шахматах” Чакмакчяна, которые сейчас находятся у Шарля Азнавура. Мастер мечтал о том, чтобы его шахматные фигуры были установлены в каком-нибудь сквере, благодаря чему дети могли бы ознакомиться как с армянскими царями и царицами, так и с шахматами как видом спорта. Но судьба распорядилась иначе. “Как-то в горсовет зашел пьяный Исраэлян (имеется в виду Рафаэль Исраэлян. – Г.А.) и заявил: “Что это за обезьяны, кончайте с этим”,- улыбаясь и уже без злости рассказал маэстро. Он вспомнил и о своих путешествиях по Армении. В молодые годы Чакмакчян попросил дать ему оформить какую-нибудь книгу. Ему поручили создать рисунки для одной из книг Зейтунцяна. Получив гонорар, маэстро купил фотоаппарат и отправился путешествовать по Армении, чтобы снимать живописные места и старинные церкви.
Читайте также
По завершении встречи в одном из залов Союза искусств “Нарекаци” состоялось открытие скульптуры Арто Чакмакчяна.
Гоар АКОПЯН