В суд административных районов Кентрон и Норк-Мараш впервые было вынесено решение, обязывающее СМИ раскрывать свои источники информации. Речь идет о газете «Грапарак» и сайте iLur.am, которые опубликовали новость о том, как начальник полиции Ширака Вардан Надарян остановил ночью машину известного борца Артура Алексаняна и за слишком яркий свет фар ударил его и угрожал ему и его брату пистолетом. Как отмечает «Грапарак», данное решение суда направлено против свободы прессы, и если они раскроют свой источник, то вскоре средства массовой информации смогут рассчитывать только на сухие официальные сообщения.
Отметим, что Специальная следственная служба в связи с этой получившей известность новостью возбудила уголовное дело по тяжкой статье, а генеральный прокурор Геворк Костанян на своей последней пресс-конференции заявил, что «в случае тяжких и особо тяжких преступлений журналист может быть в судебном порядке принужден раскрыть свой источник информации».
В этой связи Aravot.am обратился к председателю Комитета по защите свободы слова Ашоту Меликяну с вопросом, не нанесет ли данное решение суда удар по свободе прессы и как должно поступить издание в данной ситуации? «Конечно же, выносить такой вердикт – это дело суда, но мы, как специалисты, считаем, что это не такое тяжкое преступление, чтобы суд потребовал раскрыть источник. Я думаю, что в этой истории имеется тенденция, и прокуратура после своего известного заявления попытается осуществить эти положения. Это первый прецедент, который очень опасен. Я считаю, что это решение должно быть обжаловано. Причем, надо стоять до конца», – ответил нам г-н Меликян.
Он предложил журналистскому сообществу сконцентрировать свое внимание на этом вопросе и проявить к таким шагам нетерпимое отношение: «Это хорошая возможность для сплочения журналистского сообщества и осознания того, что перед подобным фактом может оказаться любое издание или журналист».
Читайте также
На вопрос, каким образом могут обязать издание раскрыть свои источники информации, скажем, подвергать редакторов пыткам, Ашот Меликян ответил: «Редактора, конечно, пытать не будут. Закон говорит, что суд может обязать только в случае необходимости для раскрытия тяжелых и особо тяжких преступлений. Судья требует раскрыть источник информации на судебном заседании. Конечно, журналист в таком случае может потребовать закрытого судебного заседания и может отказаться раскрывать источник. Ели он не раскрывает источник, то берет всю ответственность на себя и несет наказание, предусмотренное законом».
Мы попросили уточнить, речь идет о штрафах, на что Ашот Меликян ответил: «Думаю, что дело до этого не дойдет, но закон предусматривает это».
Рипсиме ДЖЕБЕДЖЯН