В Апелляционном суде начался судебный процесс, который касается всех средств массовой информации Армении. Речь идет о раскрытии источника информации. Напомним, что судья суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш Гагик Ханданян решил удовлетворить ходатайство следователей и обязать газету “Грапарак” и сайт ilur.am раскрыть свои источники информации. Следователей интересует, откуда СМИ узнали об инциденте между начальником полиции Ширакской области Варданом Надаряном и борцом, чемпионом мира Артуром Алексаняном. СМИ, естественно, отказались выполнить решение суда и обратились в Апелляционный суд. В беседе с Aravot.am автор вызвавшей споры статьи, журналист газеты “Грапарак” Сюзан Симонян сообщила, что незадолго до начала судебного заседания стало известно, что оно будет проходить в закрытом режиме: “Когда мы подходили к залу, судебные приставы принесли бумагу о том, что заседание будет закрытым. Наши адвокаты потребовали предъявить решение суда. Через некоторое время принесли решение, которое, однако, не содержало каких-либо обоснований. Проведение закрытых заседаний не касается дел о распространении информации, поэтому решение стало для нас неожиданностью”. На вопрос: в зал не впустили даже Вас, автора статьи? – Сюзан ответила: “Я как журналист “Грапарака” зашла первой, однако судью не удовлетворило мое свидетельство, и он потребовал поручительства главного редактора. Поскольку такого документа у меня не было, то мне не разрешили остаться на заседании. Это просто абсурдный судебный процесс… Представляете, единственного знающего источник информации человека не впускают в зал. Раскрытие источника возлагают на газету. Ну тогда пусть пойдут и спросят у газеты “Грапарак”.
По словам журналиста, происходящее доказывает, что “весь судебный процесс – это война против средств информации”. “Это очевидно. Мне только непонятно, с какой целью это делается. Это полностью показательный судебный процесс, цель которого оказать давление на журналистов, закрыть источники информации, создать некую правовую прецедентную практику, чтобы завтра заставить всех раскрыть источники. Если это решение будет утверждено, нам будет очень трудно работать. Я уже не говорю о том, что люди начнут бояться обращаться к журналистам”.
“А вы обжаловали решение о проведении закрытого заседания, если никаких оснований для этого не было?” – поинтересовались мы. “Адвокаты обжаловали решение прямо в зале суда, поэтому заседание отложили до 11 августа”,- сообщила Сюзан Симонян.
Отметим, что на заседании не присутствовали ни представители прокуратуры, ни представители следственных органов. Судья принял решение самовольно. На вопрос Aravot.am, как в решении суда общей юрисдикции обосновано требование раскрыть источник информации, если речь идет фактически не о тяжком преступлении. Отметим, что, согласно ст. 5 закона РА “О массовой информации”, “лицо, осуществляющее информационную деятельность, а также журналист могут быть принуждены к раскрытию источника информации решением суда по уголовному делу в целях раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, если необходимость уголовно-правовой защиты интересов общества имеет более весомое значение, чем заинтересованность общества в нераскрытии источника информации, и исчерпаны все остальные способы защиты общественных интересов. В этом случае судебное разбирательство по ходатайству журналиста осуществляется в закрытом заседании”.
Читайте также
В данном случае говорить о тяжком или особо тяжком преступлении просто излишне. “В этом решении, естественно, не было никакого обоснования. Вообще о решении мы узнали, когда его нам прислали из следственного органа. Как оно было принято, мы не знаем. Мы даже не знали, что по этому инциденту возбуждено уголовное дело. Интересно, что дело возбуждено по ст.309 – превышение полномочий, а вот кто конкретно в этом обвиняется – неизвестно. Написано лишь “по факту превышения полномочий”. Обвинение как таковое Надаряну не выдвинуто, вот в чем абсурд. Знаете, если есть труп или совершена кража, то уголовное дело можно возбудить без указания имен, но превышение полномочий не может быть анонимным, ведь эти полномочия превысила конкретная личность. Но они избежали выдвижения обвинения Надаряну”.
В заключение Сюзан Симонян убежденно заявила:“Если вдруг и Апелляционный суд оставит это решение в силе, мы обязательно обратимся в Кассационный суд, а затем и в Европейский суд по правам человека. Мы пройдем через все судебные инстанции и, независимо от решения судов, не раскроем источник, этого нельзя делать ни в коем случае. В нашей стране существует тенденция оказания давления на журналистов со стороны должностных лиц, и мы не должны подчиняться этим глупым правилам. Мы не будем играть в их игру”.
Мелания БАРСЕГЯН
Фото с фесбуковской страницы Сюзан Симонян