Предположим, я – высокопоставленный чиновник (не приведи Господь, конечно) и подходит ко мне на улице пенсионерка, получающая в месяц пенсию в 30 тысяч драмов, и задает риторический вопрос: «Как же прикажешь платить за электричество?» Пытаюсь поставить себя на место чиновника — 100 тысяч туда-сюда, для меня роли не играют. Однако, — думаю я за чиновника, – для этой пенсионерки и 3-5 тысяч драмов – серьезная сумма.
“За положение, в котором она оказалась, я прямой ответственности не несу, — продолжаю я размышлять, пребывая в роли этого самого чиновника, — да — я не заработал то, что имею потом и честным трудом, но ведь и у этой конкретной женщины я ничего не отнимал. И потом, если бы даже я надеялся лишь на свою зарплату, разве это каким-то образом изменило бы в лучшую сторону положение пенсионеров в Армении?” Собственно, если размышления этого чиновника будут развиваться и дальше в таком ключе самооправдания и самоуспокоения, то он и вовсе может возмутиться и вспылить: “Да, что ты вообще ко мне привязалась, женщина?! Иди, вон — жалуйся в другом месте!” Но в этом случае чиновник будет заклеймен и пригвожден к позорному столбу средствами массовой информации.
Следовательно, можно выбрать более красивый, популистский вариант: отправить эту пожилую женщину со своим водителем или помощником в ближайшее почтовое отделение и оплатить ей за десять месяцев вперед счет за электроэнергию. Преимущество этого варианта заключается в том, что изумленная женщина примется благословлять этого чиновника: “Вай, король джан, только ты и думаешь о народе! Ах, если бы все были похожи на тебя!..” Недостатком этого варианта является то, что слава о чиновнике, думающем о народе, разнесется с огромной скоростью и на следующий день на улице к нему подойдут 10 пенсионеров, а еще через пару дней — 100. Уж лучше в таком случае стать непровластным депутатом и думать о народе во всеуслышание — сетовать и причитать с трибуны НС на тему гибели страны.
Существует, конечно, и официальный вариант: “Мне очень жаль, матушка, что Вы в таком положении, но, видите ли… возможности нашего бюджета пока таковы. Но мы делаем все, для того, чтобы все граждане Армении получали достойную зарплату и пенсию.” Довольно “хилый” вариант, который может оскорбить пенсионера, возможно, даже больше, чем беспардонная реплика. Лучшим решением, конечно, будет не ходить по улицам. Ну, а самым лучшим – не быть чиновником.
Читайте также
Арам АБРААМЯН