На протяжении нескольких лет я время от времени в качестве редакционной статьи писал в рубрике “Армения -2020”. По своему жанру рубрика представляла собой антиутопию – не столько в стиле Замятина или Оруэлла, сколь — Владимира Войновича. Помните его роман “Москва — 2042”, который был опубликован в 1986 году? Роман в саркастической тональности передавал представления писателя о том, какой может быть Россия, если те тенденции которые имели место в 1980-ых в стране победившего коммунизма достигнут своего, так сказать, “логического конца”.
Но сам Войнович недавно признался, что путинская Россия превзошла все самые смелые его полеты воображения, и основанная на спецслужбах и определенных религиозных идеях его республика “Москореп” является куда более слабой сатирой, чем тот маразм, в котором в настоящий момент находится его страна. Примерно тоже самое я могу сказать и о себе, не претендуя, конечно, на лавры замечательного писателя. Действительность обгоняет мое воображение, и в таком случае любой “прогноз” просто тускнеет на фоне реальных событий. В результате — люди перестают воспринимать адекватно антиутопические “видения” и воспринимают все не в качестве юмора, а в качестве реальной информации.
Я, тем не менее, попытался написать нечто подобное в Фейсбуке дабы понять является ли сей жанр востребованным. “Весть” заключалась в том, что в Глендейле собрались бывшие жители Армении и стали протестовать против эмиграции. Ведь понятно же, что такого быть не может, что это — нелепость? И смысл прозрачен: эмигранты не могут протестовать против эмиграции, так же, как и “пионеры” теневой экономики в нынешнем нашем правительстве не могут бороться с теневой экономикой. Но люди эту “Весть из Глендейла” восприняли как реальную информацию и принялись серьезно обсуждать: да, и правильно сделали — нет, они неправильно сделали. И я понял: проблема не в том, что люди потеряли чувство юмора, а в том, что нелепая “фантазия”, вероятно, довольно близка к реальности и теоретически вполне возможно, чтобы, скажем, человек, носящий туфли из крокодиловой кожи, оказался активистом “Гринписа”.
Поэтому писать о том, насколько обнаглеет власть к 2020 году и насколько в этом же году бездарной и пустословной будет оппозиция, просто бессмысленно. Предположим, я напишу, что в 2020 году Шмайс станет омбудсменом, а Хачик Асрян – председателем Академии наук. Но, во-первых – это даже не вызовет улыбку читателя, потому как не столь уж далеко от реальности. И потом — меня же обвинят в том, что я подал властям идеи, если этих людей на самом деле назначат на упомянутые посты. А ведь такая вероятность существует.
Читайте также
Арам АБРААМЯН