В рамках цикла передач «Лицом к лицу» онлайн-газеты «Аравот» тему обсуждают председатель Союза отечественных товаропроизводителей Вазген Сафарян и председатель организации «Осведомленный и защищенный потребитель» Бабкен Пипоян
Арам Абрамян: – С 1 июля на 10 процентов повысился тариф на электроэнергию. Была ли возможность не повышать тариф на электроэнергию, то есть, комиссия отклонила бы заявку Электросети?
Вазген Сафарян: – В комиссии рассматривались убытки на 18 млрд. драмов, которые понесли производители электроэнергии во время эксплуатации, и ставилась задача компенсировать этот ущерб. Иной вопрос, почему возникли эти убытки, можно ли было предотвратить, чтобы таких убытки не образовывались? В качестве одной из причин приводится то, что Атомная станция не работала 88 дней, а электроэнергия атомной – в пределах 10 драмов, что довольно дешево.
Читайте также
В целом производство электроэнергии у нас составило примерно 8 млрд. кВт/час – в 2012 году, 7,7 млрд. кВт/час – в 2013 году, можно было бы предотвратить в течение лет, но этого не было сделано. Мы неоднократно говорили распределительным сетям – урегулируйте ваши потери: имеющиеся потери в размере 11,2 процента – это довольно большая цифра. По имеющимся у нас данным, потери на линиях передач могут составлять 2-3 %, на подстанциях – 3-4, и до 5 процентов. Но потери в количестве 11,2% говорят о том, что система нуждается в серьезных технических инвестициях, потому что у нас имеются также факты, что в сельской местности население качественную электроэнергию, то есть электроэнергию, равноценную 220 вольтам, не получает, хотя платит 38 драмов как за 220 вольт.
А.А. – Болезнь приходит, накапливается где-то, и сейчас какое-либо решение принять уже было невозможно.
Бабкен Пипоян: – К сожалению, мы вновь не движемся к выздоровлению, потому что, в конце концов, даже Комиссия по регулированию общественных услуг подтвердила, что в деле управления действительно существует проблема: упущения допустили и управляющие, и электросети. Мы видим, что сейчас идем на подорожание без смены управляющего, в действительности же в руках комиссии было составление полноценного акта, что вина за сложившуюся сегодня ситуацию лежит на управляющем. В конце концов, не исключено, что спустя несколько лет выяснится, что сегодняшнее повышение тарифов на электроэнергию или же это состояние хаоса в общей энергетической системе окажется похожим на историю с мазутом. В данный момент вопрос был не только в подорожании электроэнергии, а также то, как оно было осуществлено.
Есть также вопрос равномерного распределения: в конце концов, какой-то показной бессмысленный шаг – повышение пособий на 1000 драмов. То есть, на самом деле в очередной раз были предложены решения на уровне обсуждений во время «дружеского застолья». Более того, сделаю негативный прогноз: через несколько лет мы вновь окажемся перед очередным хаосом.
А.А.: – Не нуждается в пересмотре закон, на основании которого действует Комиссия по регулированию общественных услуг?
В.С.: – Я считаю, что ее полномочия следует слегка расширить, хотя она может регулировать систему посредством выдаваемых лицензий и патентов. Однако этому органу можно предоставить такие полномочия, чтобы он анализировал, каким-то образом подсказывал им, какую следует осуществлять политику, в чем компании совершают упущения или почему несут убытки. Они начинают работать, изучать и обращать внимание на проблему в рамках выдвинутого вопроса только тогда, когда им в очередной раз представляют заявку о повышении тарифов. Но обсуждение должно быть постоянным, и они должны работать систематизировано вместе, я думаю, что это будет весьма эффективно.
Обсуждение полностью
Подготовил АРАМ АБРАМЯН
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества — Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества — Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества — Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.