Интервью второго президента Армении Роберта Кочаряна газете “Ноев ковчег”, также как и приуроченный к его шестидесятилетию промоушн-фильм, удостоились многочисленных негативных отзывов. Порой авторы переходят все границы: какими бы ни были три президента независимой Армении, когда о них заходит речь, необходимо сохранять определенную степень сдержанности. “Необузданные” выражения в таких случаях являются оскорбительными не столько для людей, о которых ведется речь, сколько для государства.
Я не согласен с утверждением, что такого политического деятеля больше не существует. Даже если бы Кочарян заявил, что он навсегда покидает большую политику, все равно – человек, который руководил страной на протяжении 10 лет, всегда будет оставаться политическим деятелем.
Я не согласен с тем, что кроме событий “27 октября” и “1-го марта” вспоминать о нем нет никаких иных причин и поводов. У второго президента были свои достижения и неудачи, как и у всех остальных президентов, как и у всех остальных людей на свете. Да, он обладает такими чертами характера (нетерпимость, ехидство), которые, как мне кажется, несовместимы с современным государственным мышлением. Но это — мое субъективное восприятие.
С другой стороны, я, конечно, не согласен и с тем, что до 1998 года наша страна блуждала в кромешных потемках и погрузилась вновь в тот же кошмар после 2008-го. В течение 10 кочаряновских лет, конечно, было сделано и что-то хорошее, но Армения и тогда вовсе не являлась раем в экономическом плане: если мы вспомним, какая в то время была минимальная зарплата, какая была средняя зарплата и сколько стоил в то время, допустим, хлеб, то увидим, что существенной разницы между днем сегодняшним и вчерашним нет.
Читайте также
В январе будущего года Левону Тер-Петросяну исполнится 70 лет. Конечно, в связи с этим будут хвалебные публикации, возможно также – панегирики, но я уверен: первый президент не позволит, чтобы его представляли в качестве единственного на свете человека, который построил, благоустроил страну, превратив ее в земной Эдем.
Сравнительный анализ деятельности обоих президентов, однако, является серьезной темой для беспристрастного исторического исследования. Именно по этой причине я ограничусь лишь одним наблюдением.
Чем выше интеллект у человека, тем больше у него самоиронии. Когда человек относится к себе с определенной толикой юмора, то все разговоры о себе в превосходной степени, с употреблением помпезных эпитетов, он считает смешными и нелепыми.
Неважно — подметаешь ли ты улицы, или руководишь страной, ты – прежде всего человек, со своими слабостями и ошибками, и, следовательно, твой труд не может являться олицетворением совершенства. Если ты, обдумывая свои поступки и стремления, не улыбаешься хоть изредка, то стало быть у тебя есть серьезные психологические проблемы.
Такие проблемы особенно часто встречаются у политических деятелей и миллионеров.
Арам АБРААМЯН