Несколько лет назад в Лондоне организаторы конференции пригласили нас – участников, в ресторан, который назывался «Bleeding heart» («Кровоточащее сердце»), и когда я спросил, тот ли это ресторан, о котором упоминает Чарльз Диккенс в своем романе «Крошка Доррит», хозяева дома очень удивились. А когда я сказал, что в юности прочитал 30 томов собраний сочинений Диккенса (естественно, на русском), они, наверное, не поверили мне. Но факт остается фактом: сборник темно-зеленого цвета, на который мои родители подписались тогда, когда я только родился (в 1960 году), сейчас занимает свое почетное место в моем книжном шкафу.
Многие читали «Оливера Твиста», однако не менее ценны и остальные произведения Диккенса, начиная с «Рождественских повестей» и кончая незавершенным детективом «Тайна Эдвина Друда». Эти произведения привязали меня и, я уверен, очень многих к английской культуре. В армянской политизированной среде государства и их народы связываются не с культурой, а с некими негативными стереотипами. Например, когда говорится «Британия», многие в нашей стране представляют не Шекспира, Диккенса или Сомерсета Моэма, а компанию «Бритиш петролеум», у которой серьезные нефтяные интересы в Азербайджане, и которая сильно влияет на политику своей страны. В таком случае Россия – это «Газпром» и «Роснефть», а не Толстой и Достоевский.
В те же годы моего юношества, когда не было интернета и наша страна была отгорожена от мира «железным занавесом», один умный человек сказал мне: «В каждой стране есть все. Надо знать о плохом, но искать и подражать хорошему». Понимаете, да? Не формировать какое-то предвзятое мнение и искать факты, которые подтвердят этот стереотип. Возможности у современной молодежи для познания мира, поиска информации и сопоставления фактов намного шире. И у кого есть такое желание, он широко пользуется этой возможностью.
Сегодняшний вкладыш газеты «Аравот» посвящен британским образовательным программам, они – одна из таких возможностей. Миссией нашего поколения я считаю передачу полученных нами, может быть не столь «целенаправленных», может, слишком обширных знаний последующим поколениям. Хотя я лично с еще большим удовольствием продолжаю свое самообразование.