“Отец придерживался традиционных, старых взглядов, он говорил: дитя ведь – девочка, пусть учится шить. Отец у меня был такой, он был уверен: коль девочка, так значит должна уметь шить. Когда мне исполнилось 13, отец велел больше не посещать школу. Во Франции настали тяжелые времена — шел 1939 год, выходить из дому было опасно. Я была у папы единственной дочкой, он очень боялся потерять и меня. Наш сосед был портным, вот родители и отправили меня к нему, чтобы я научилась держать в руках иголку с ниткой”, — рассказывает в беседе с “Аравот” 92-летняя портниха – французская армянка Сильва Пирилян.
Будучи мастером своего дела, портниха работала в ателье “Кристиан Диор” и других известных брендов, шила одежду также для известных армянских и российских деятелей искусства. Семья госпожи Сильвы, так же, как и многие армянские семьи, оказалась во Франции в результате Егерна, чудом выжив во время Геноцида и обосновавшись в Марселе. “Турки убили всех членов семьи моего отца, а также — первого мужа моей матери, и потеряв своих родных они вдвоем создали новую семью”, — рассказывает госпожа Сильва. В Западной Армении отец Сильвы бросает огромное состояние, и взяв фамилию своего друга-француза, перевозит семью во Францию, где в дальнейшем и появляется на свет Сильва Пирилян. По рассказам портнихи: “Спустя годы папа вновь вернулся туда, чтобы заняться своим домом, забрать имущество, однако вернулся ни с чем – все отняли турки. Потеряв всякую надежду, мы переселились уже во Францию.” Окончательно обосновавшись в Европе, семья начинает приспосабливаться к французским нравам и порядкам. “Я тихо для себя шила дома. В те годы не было посредственных портных, либо были высококлассные портнихи, либо скромные модистки, которые шили на дому. На витрине одного из ателье “Кристиан Диор” висело объявление о том, что требуется работник, я пошла туда в четверг, а с понедельника уже начала работать”, — говорит г-жа Сильва.
Портниха, которая шила для известных актеров и певцов,прекрасно помнит, как трепетно все портнихи ателье ждали певца Тино Росси, который приходил к ним на очередную примерку и пел, или как они издали любовались красотой актера Фернанделя: “Общаться с известными людьми во Франции было сложно, мы видели их издали. Когда я приехала в Армению и мне довелось шить для известных людей, то я была поражена: здесь деятели искусства жили очень скромно. Впервые, услышав слово “йола” (кое-как), я не поняла смысла, но потом увидела, что в Армении и “йола” считается состоянием очень хорошим”, — рассказывает г-жа Сильва. По словам портнихи, она всегда с большой ответственностью относилась к пошиву платьев для Сильвы Капутикян: “Она любила сама рисовать эскизы, была очень щепетильна, обращала внимание на все детали. Из Франции привозили журналы и она сама рисовала для себя платье из понравившихся ей фрагментов. Она много работала, и когда приходила к нам домой, то ложилась на кровать, дабы хоть немного передохнуть. Она мало говорила — это были сталинские времена, за разговоры любого могли репрессировать.”
По убеждению портнихи Сильвы, Сильва Капутикян была очень большим патриотом, и считала, что все армяне должны жить у себя на родине – в Армении: “Она часто любила повторять: это их дом.” По словам нашего собеседника, в те годы она работала в Армении с большим трудом, поскольку тогда были запрещены частные ателье. По рассказам г-жи Сильвы, либо портниха сама тайком ходила домой к клиенту, либо клиенты тайком посещали портниху: “Так случилось, что меня однажды выдали, сказали, что я работаю на дому — пришли ко мне с проверкой и из-за этого моего брата сослали в Сибирь — всего лишь за то, что он дома шил обувь… Когда работники органов пришли к нам домой, то я сказала, что шью для себя и членов своей семьи. Они поверили и оставили меня в покое.” Были у Сильва Пирилян у другие знаменитости-клиенты: “Я шила платья для актрисы Изабеллы Данзас, для жены скульптора Ара Саргсяна…”
Читайте также
В виду отсутствия средств связи, люди узнавали об известной портнихе по «сарафанному радио». Даже бывали случаи, когда подкупали людей, чтобы вытянуть у них информацию и найти мастерицу. Именно таким образом нашла портниху Сильву известная актриса Верджалуйс Мириджанян. Как в беседе с нами рассказала г-жа Сильва, супруг актрисы – Геворг Асланян, был вынужден тащить на себе несколько километров целый “пуд” пшеницы, дабы тот человек назвал адрес портнихи.
Несмотря на богатый опыт нескольких десятилетий, г-жа Сильва уже давно не занимается кройкой и шитьем, нет и среди членов ее семьи продолжателей ее ремесла. Живет во Франции и периодически приезжает в Армению. “Люблю Армению, но с болью наблюдаю, как там мучаются. Каждый раз приезжая, хочу хоть чем-то быть полезной для соотечественников.”
Ануш МАТЕВОСЯН