Один мой друг недавно выразил мнение, что для становления нашего государства необходимо 40 лет, из коих 23 – уже позади. Этот срок, естественно, взят из Библии — именно столько лет Моисей “выгуливал” свой народ в пустыне, пока нашел правильное место для обитания. Но лично мне больше нравится интерпретация, согласно которой Моисей таким образом выветривал из людей дух рабства. Эта версия также больше созвучна с прогнозом моего друга. Почему именно 40 дней? По всей видимости, потому, что это — срок активной деятельности среднестатистического человека. Конкретно в нашем случае, те, кто в 1991 году пребывали в самом расцвете сил – которым было по 30-40 лет, (я – в том числе), не будут играть серьезной общественной роли в 2031 году. Мы, надеюсь, будем еще жить и работать, но это будет уже не наше время. Это будет время тех, кто родился после 1991 года.
Отличия между нами и этим поколением очевидны – они не застали и не видели тех механизмов уравниловки и давления, которые функционировали в годы нашего детства и юности. Для них изначально государственным флагом всегда являлся триколор, а не “серпастый-молоткастый” стяг, который олицетворял гегемонию каких-то непонятных классов, их столицей всегда являлся Ереван, а не далекая Москва, они служили и будут служить в армянской армии, их государственным языком всегда был армянский. Плюс ко всему, они никогда не сталкивались с серьезными препятствиями для получения информации. Характеризовать все это исключительно как преимущество — невозможно, есть здесь как положительные, так и отрицательные аспекты.
Однако то, что мы в целом за 23 года продвинулись к более свободным и вольным условиям, для меня факт неоспоримый. И может действительно для преодоления духа рабства необходимо 40 лет. В нашей общественной и особенно – политической жизни последних лет увеличилась доля маразма. Это видно хотя бы из содержания заседаний парламента. Либо, — из, так называемой, политической борьбы, когда один выводит на улицу народ, созывая митинг, а другой – посылает людей на «контрминитг» за деньги и люди начинают там спорить друг с другом. Это совершенно бессмысленные шаги, никакие вопросы таким образом не решаются. Но все это – лишь лихорадочный маразм уходящего поколения, который, надеюсь, продлится максимум 20 лет. Дух рабства все еще парит над Арменией. Все еще преобладают эти явления. Однако в плане исторической перспективы они являются “козлятами старухи”.
Арам АБРААМЯН