В рубрике электронной версии газеты “Аравот” – “Лицом к лицу”, тему обсуждают политолог Сергей Минасян и гражданский активист Даниел Иоаннисян.
Арам Абраамян: — Большая часть экспертов утверждает, что завтра Армения не вступит в ЕврАзЭС. Ваше мнение.
Сергей Минасян: — Я думаю, что этот вопрос нужно направить не мне, а, наверное, вероятнее всего – президенту Беларуси Лукашенко. Мне кажется, что в этот момент, так же, как и, возможно, в предыдущие несколько месяцев, это было связано не столько с соответствием Армении с тем или иным условием или с Арцахским вопросом. Больше всего это обстоятельство использовалось со стороны президентов Казахстана и Беларуси, ибо складывается впечатление, что Россия больше заинтересована в получении привилегий в этом формирующемся Евразийском союзе. До сих пор неизвестно, удовлетворен ли Александр Григорьевич?..
А.А. — А почему именно Александр Григорьевич, а не Нурсултан Абишевич?
Читайте также
С.М. – Конкретно в течение этих двух дней, пожалуй, более существенным кажется подход Минска. На днях один из советников президента России заявил, что они получают по меньшей мере 700 млн. льготных “изъятий”, почти 1,5 млрд. долларов из средств этого нефтяного эксперта также получит Беларусь.
Даниел Иоаннисян: — В чем на самом деле вопрос – в связи с Беларусью и Казахстаном — проблема на самом деле существовала. Однако явно видно, что Армения пошла на необходимые уступки. В частности, Назарбаев говорил, что нужно внести ясность в границы и так далее, — все эти требования, выдвинутые Назарбаевым, уже выполнены, в проекте договора, в частности – в 7-ой статье второго приложения, например, очень четко говорится о том, какой будет общая таможенная граница в Таможенном союзе. В едином таможенном законодательстве Таможенного союза введено четкое определение, 2-ая статья, 95-ая и 97-ая весьма четко определяют: совершенно определенно, что в случае присоединения к данному документу, на границе Арцаха должен быть установлен таможенный пункт.
А. А. – Следовательно, с Арменией никаких проблем нет?
Д. И. – По данному пункту Армения требования Казахстана выполнила, не хочу говорить – хорошо это, или плохо, — я просто констатирую.
А. А. – Почему же нас могут не принять?
Д. И. – В действительности меня больше интересует другой вопрос по поводу вступления-не вступления: кто должен принимать решение в Армении? По моему глубокому убеждению, в Армении такие решения принимаются лишь в результате референдума, — в договоре есть четкие положения, которые противоречат Конституции Армении, даже первой статье Конституции – по поводу суверенитета.
А. А.— Приводят различные объяснения по поводу того, почему сегодня не происходит вступление. Например, Назарбаев и Лукашенко придерживаются проазербайджанской позиции.
С. М. – Если в случае с Казахстаном можно говорить о, так сказать, тюркской солидарности, то в случае с Беларусью я не могу сказать ничего. Не думаю, что даже в случае с Казахстаном приоритетными вопросами является Карабах, либо отношения с Арменией или Азербайджаном. Для Казахстана намного более важными являются отношения с Россией. Вопрос вступления Армении является одним из рычагов, который используют как Казахстан, так и Беларусь в отношениях с Россией. В этой дипломатической, экономической или политической игре существует задача что-то урвать.
Обсуждение полностью
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.