Лидер РСДПГ о разногласиях с АНК и об ожиданиях от митинга 24 октября
– Хотя согласно главе фракции АНК Левону Зурабяну, состоявшийся 10 октября митинг потряс политический ландшафт, тем не менее, ожидания общества о быстрых переменах вроде бы не оправдались. В течение всего лета обществу преподносилось мнение, что 10 октября вместе будет решено, что делать, но в этот день такое решение так и не было принято. Следовательно, зачем гражданам РА приходить 24-го числа на митинг?
– Прежде всего, митинг 10 октября был важен в том плане, что фракции разных политических сил – ППА, АНК и «Наследия», появились вместе. Я хочу это рассматривать как сотрудничество фракций, во всяком случае, факт то, что сегодня в этом вопросе вроде бы имеются разногласия. Как бы то ни было, выступление разных сил в одном месте делает очень важным факт дальнейшего сотрудничества. Одна часть общества склонна требовать «сейчас, сейчас». Это их право. Проблемы настолько назрели, люди так устали и им так надоели действующие власти, а разочарование достигло апогея, и естественно, что люди должны кричать «сейчас, сейчас». Но другая часть, имеющая большой митинговый опыт, которая на протяжении лет вела борьбу вместе с нами, понимает также, что в результате отчаянных и не рассчитанных шагов это движение не сможет достичь успеха. Мы изначально заявляли, что не позволим, чтобы в Армении произошел второй майдан. На митинге 24 октября обществу будет представлена дорожная карта и целостная программа, которая будет разработана тремя фракциями. Я думаю, что имеется довольно большая возможность для оказания давления на власти и выдвижения требований общества. Надо идти этим путем. В итоге станет видно, что получится. Надеюсь, что закладывается фундамент нового общенародного движения, которое будет иметь успех. Во всяком случае, граждане не видит иного блока или объединения, которое в состоянии руководить ими. Часто говорят: мы столько боремся с 2007 года, и чего добились? Может быть, получилось не все, но произошло многое – хотя бы то, что у нас имеются сознательные и решительные граждане. Сегодня политические силы вместе с борющейся частью общества должны попытаться дать проблемам решения. Надеюсь, что это удастся.
Читайте также
– После митинга в различных обзорах прозвучало мнение о том, что большинство на площади Свободы составлял электорат ППА, и по большому счету на площади собралось столько людей лишь потому, что свои ресурсы использовал Гагик Царукян.
– Я бы не так оценивала массовость митинга. Думаю, что АНК, будучи еще альянсом, имел довольно большой электорат, мы видели довольно много подобных удавшихся митингов. А на этом митинге собрались электораты трех сил и армия приверженцев. Да, были люди, которые присутствовали только из-за симпатий к Гагику Царукяну, но это присутствие говорит еще о том, что есть симпатии в отношении разных политических сил, и мы объединяем это. Следовательно, не помеха, что часть электората ППА оказалась на площади Свободы чисто из интереса или симпатий к Гагику Царукяну. Это не только не мешает, но и важно потому, что мы сотрудничаем.
– На состоявшемся 10 октября митинге произошло вот еще что интересное: в течение всего лета обществу постоянно говорилось, что на предстоящем осенью митинге мы вместе примем решение, как действовать. В своем выступлении Левон Тер-Петросян заявил, что решения примут руководители партий, и он призвал общество просто довериться им.
– Я ничего противоречивого здесь не вижу. У народа есть требования, решимость, он ожидает перемен, но решения и желания народа редактируются политическими силами. И это естественно, потому что разные части народа подходят к вопросам по-разному. Не могут 50 тысяч человек принимать решение. Они доверили это политическим силам и пришли на площадь, чтобы пойти за ними. Затем решения будут представлены народу, и я думаю, что если люди доверились этим силам, то должны принять и их решения.
– Поскольку Вы сами отметили, что пока не ясно, это сотрудничество партий или фракций, будете ли Вы 24-го числа на трибуне, придут ли члены вашей партии на площадь Свободы?
– И 10-го числа активный и руководящий состав нашей партии присутствовал на митинге, я находился на трибуне, а затем спустился на площадь, так как мне не предстояло выступать и я не видела необходимости оставаться там долго. И 24-го числа мы будем присутствовать в том же формате. Изменения формата – от парламентских фракций к формату партий, единого мнения пока нет, поэтому нет и проблем.
– Пытались ли Вы за это время получить ответ от Левона Тер-Петросяна, почему была выбрана НПА – ее посчитали важной, а возглавляемая Вами партия нет?
– Нет необходимости задавать этот вопрос президенту, потому что я очень хорошо вижу, какое сопротивление в отношении нашей партии есть даже со стороны парламентских фракций. Тем более невозможно, чтобы все три партии фракции АНК имели один и тот же статус, как в ППА и «Наследии». Но я надеюсь, что если сотрудничество будет переведено в партийный формат, то РСДПГ тоже окажется в этом списке, и в числе самых первых. Наше сотрудничество имеет долгую историю, и не имеет значения, что партия сейчас называется не СДПГ, а РСДПГ. Это та же самая команда, которая на протяжении лет сотрудничала с Альянсом АНК, ныне партией АНК. Мы не отделяем себя от них, и я надеюсь, что и они нас не станут отделять.