В рубрике “Лицом к лицу” электронной версии газеты «Аравот» тему обсуждают бывший советский политзаключенный Агаси Аршакян и глава Вандзорского офиса ХГА Артур Сакунц.
Арам Абраамян: — Согласно Вашему субъективному восприятию, что это значит – политзаключенный, как вообще, так и в Армении в частности?
Агаси Аршакян: — Если говорить очень кратко, то если арестовывается, заключается под страну человек, имеющий иное мнение о существующей власти, если он подвергается уголовному преследованию из-за этого мнения, то есть – из-за своих политических взглядов, то этот человек является политзаключенным. Но эти случаи выражаются не столь прозрачно. Советский Союз в этом плане был честнее, существовали специальные 3 статьи, в Армении это были статьи 65-ая, 67-ая и 203-ая «прима», которые были чисто политическими, и называлось все это «антисоветской пропагандой». Была пропаганда в виде распространения вымыслов – для этого предусматривалось мягкое наказание – до 3 лет лишения свободы, и была пропаганда с целью разложения государства. Мы, я и мои друзья, разлагали. Стало быть, существовали эти 3 статьи, и люди знали, что те, кто был осужден по этим статьям, являются политическими преступниками.
А. А. – В независимой Армении таких статей нет. Представьте Вашу формулировку, существуют ли европейские стандарты, параметры?
Читайте также
Артур Сакунц: — Несколько лет назад Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла стандарты, и, честно говоря, это неудивительно. Совет Европы существует уже с 1950 года, но стандарты приняли недавно – после вступления Восточной Европы, поскольку начали сталкиваться с такими проблемами как политический подтекст, срок лишения свободы, отношение к заключению под стражу и так далее. Когда мы ссылаемся на существование стандартов, или на их отсутствие, то это несколько абсурдно, поскольку далеко не все можно измерить. Есть конкретная ситуация, и есть конкретное действие, независимо от того, есть ли стандарты, или их нет. Совершенно точно, что Шант Арутюнян и его друзья являются политическими деятелями, и они сделали политическое заявление. Даже если скажут, что мы идем осуществить покушение на такого-то политического государственного руководителя, то и в этом случае имеется политическая цель, поскольку он не идет отнимать у кого-то и превращать в свой дом «Баграмяна 26». То есть, в публичном выражении присутствует четкое политическое отношение, позиция. У нас есть такая статья, имеющая политический подтекст – 316-ая статья, когда речь идет о насилии в отношении представителя власти, она – политическая, почему должна быть разница, насилие было применено в отношении представителя власти, или — в отношении простого гражданина? Посмотрите, что сделали в отношении Шанта: сперва им приписывали именно 316 статью, но когда в связи с инцидентами, имевшими место в ходе событий 1 Марта, в массовом порядке применялись 316/1-ая статьи и они поняли, что они действительно политические статьи, то они стали рассматривать их действия как хулиганство и судить по соответствующим статьям. В отношении участника публичного мероприятия – свободного собрания, не применялась статья о хулиганстве. И по поводу стандартов я должен сказать, что коль хотите сослаться на стандарты, то здесь вопрос в четком политическом отношении, поскольку такое наказание, даже если некое действие совершает обычный гражданин, и в его отношении применяется несоразмерное наказание, то в условиях Армении это имеет политический подтекст.
А. А. – Говорят, что Вардан Петросян и Володя Аветисян так же, как и Шант Арутюнян, являются политическими заключенными. Вы с этим согласны, или нет?
А. Аршакян: — Я не знаю, я с этими стандартами не знаком, но выскажу свое субъективное мнение: вообще протестующие, восставшие, бунтующие люди святыми не бывают, и в Советском Союзе, и в диктатуре этого инакомыслящего обвиняют по политической статье очень редко. Обычно используют иные механизмы, поскольку они в чем-то выходят из стандартных рамок, это люди, не придерживающиеся стандартов, у такого человека всегда находят какой-нибудь несоответствующий действующему закону “грешок”, т.е. находят какой-нибудь повод, либо попросту “шьют” дело.
Обсуждение полностью
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.