Мое поколение выросло в такой исторический период времени, когда черные “Волги” представителей ЦК и райкомов, их дачи, «закрытые магазины» и прочие «блага» вызывали в моем окружении насмешку и пренебрежение. Профессионалы занимались своим делом, бездарности делали комсомольскую и партийную карьеру. Политика? Фи, не пристало этим заниматься нормально человеку: грызня, коррупция, бессмысленные речи, — от всего этого следует держаться как можно дальше, следует быть бедным, но гордым. Сегодня, это, как мне кажется, устаревший подход.
Признаюсь, однако, что не могу преодолеть этот свой снобизм: моя подсознательная, мягко говоря, неприязнь к политике побеждает любые рациональные аргументы. Вместе с тем, хочу верить, что следующее поколение, которое выросло в других условиях, мою неприязнь не разделяет. Сегодняшняя армянская действительность не дает для этого особых оснований, и говоря «другие условия», я подразумеваю ни существующее ныне Национальное собрание, основная масса состава которого особо не отличается от былого ЦК, ни региональные администрации, которые весьма напоминают былые райкомы.
Но часть сегодняшней молодежи имеет возможность получать более широкую и разностороннюю информацию, в частности, о том, кто и зачем занимается политикой в развитых странах, как работают “лифты”, ведущие вверх по карьерной лестнице. И здесь есть уйма нечестных, коррумпированных деятелей, но в основном нет бездарей, тупиц, невежд. Исключено, чтобы там принимались неправильные, опасные для государства решения только лишь по той причине, что принимающие решения люди не владеют достаточными знаниями, горизонтом, не в состоянии читать законы и другие документы.
Там невозможен тот крайний дилетантизм, те суждения о государственных вопросах на уровне домохозяек, которые мы слышим от политических деятелей последние лет двадцать. Эти суждения не лишены провинциальной хитрости, но последняя не может заменить собой знания и интеллект. Но коль таковыми являются деятели, то это еще вовсе не значит, что такова и сама политика. Надеюсь, что интеллигенция нового поколения, которая не имеет за собой “советского шлейфа”, не станет избегать политики, а впряжется в это дело со своей новой, четкой повесткой дня, согласно которой (не удивляйтесь!), политика является средством превращения общественных отношений в более чистые и честные. Нынешняя партийная молодежь, как правило, полностью находится под давящим влиянием «старших товарищей», но за пределами системы я вижу блестящих молодых людей.
Вместе с этим, произойдет еще кое-что очень важное: изменится наше отношение к богатству и состоятельным людям. Они больше не будут предметом ненависти и зависти, не будут восприниматься как разбойники, ограбившие народ. Мне кажется, мы изменимся тогда, когда начнем аплодировать тем, кто добился успеха в какой-нибудь сфере (в том числе – в бизнесе).