Что предусматривает национальная стратегия?
В прошлом году 5-летний Арман и его несовершеннолетняя сестра стали очевидцами того, как их отец, нанеся несколько ножевых ударов, убил их мать – Лусине Давтян. Родственники Лусине рассказали «Аравот», что до убийства муж периодически подвергал жену насилию – и психологическому, и физическому. Несовершеннолетние дели убитой женщины остались на попечении ее родителей. Как представил отец убитой женщины, весь душевный мир 5-летнего Армана перевернулся, он думает о мести.
Муж-насильник в этом году по решению суда был приговорен к 12 годам лишения свободы.
А 30-летню Татевик Никогосян за годы замужества, как рассказала «Аравот» ее мать, муж постоянно избивал на почве ревности, на глазах у ребенка он угрожал жене, приставив нож к ее горлу, даже раскаленной отверткой обжег руки Татевик. А в прошлом году муж Татевик чуть не убил жену, нанеся ей 25 ножевых ранений, врачи едва спасли ей жизнь. Супруги постоянно ссорились, жена обращалась в полицию, потом они мирились, и заявление забиралось из полиции обратно.
Читайте также
Женщины в Армении, подвергающиеся насилию со стороны мужей, можно сказать, пока что беззащитны, и защита их прав пока осуществляется не в полной мере, это отмечают общественные организации, занимающиеся правами женщин.
По официальным данным полиции, в 2013 году было зарегистрировано 2054 случая насилия над женщинами, из коих 580 – семейные, в отношении несовершеннолетних – 245 случаев насилия, из коих 21 – семейные, за 8 месяцев 2014 года был зарегистрирован 1501 случай насилия в отношении женщин, в семье – 374, в отношении несовершеннолетних – 138 случаев, из коих 7 – в семьях. В этом году вследствие семейного насилия скончались 11 женщин. В этом плане, как свидетельствуют общественные организации, права женщин уязвимы, так как есть законодательные недоработки, по устранения которых Армения взяла на себя международные обязательства. Наша страна присоединилась к конвенции ООН «О ликвидации всех видов дискриминации в отношении женщин» в 1993 году, а к прилагаемому протоколу – в 2006 году. О защите прав женщин сказано и в Национальной стратегии по защите прав человека, где есть ссылка на конвенцию ООН.
Ряд включенных в стратегию пунктов так и остался на бумаге. Например, 2-е положение пункта 42 стратегии — «Гарантирование прав женщин» включает разработку проекта закона РА о борьбе против семейного насилия в соответствии с международными критериями, и введение его в оборот в установленном порядке. Закон был введен в оборот, однако он, по сути, остался «висеть в воздухе». Исполнительный директор общественной организации «Общество без насилия» Анна Никогосян в беседе с «Аравот» сказала, что требование указанного закона не было осуществлено и не будет реализовано, потому что в прошлом году ответ правительства в связи с отклонением закона «О семейном насилии» заключался в том, что он антиконституционный, нет достаточных финансовых средств, чтобы построить пристанище для жертв насилия и так далее. «Аргументировали, что внесут изменения в уголовное и другие законодательства. В действительности взяли наш закон разделили на части и внесут поправки в несколько мест. Это не решит полноценно проблему, как бы это сделал всеобъемлющий закон. Например, мы предусмотрели в законе, что если даже жертва забирает обратно заявление, все равно, если есть насилие, значит правоохранители должны возбудить уголовное дело и заняться им: этим пунктом можно было бы предотвратить последующие насилия и смерти», – говорит Анна Никогосян.
Жительница Ванадзора Сирануш Агабекян стала бездомной вместе с двумя детьми. В беседе с «Аравот» госпожа Сирануш рассказала, что ее муж на почве ревности избивал ее, ломал, разбивал имущество, а она сколько бы ни обращалась в правоохранительные органы, результата не было, в прошлом году муж в новогоднюю ночь сжег квартиру, где они вместе жили, несколько раз ударил ножом, намереваясь убить Сирануш. Врачи спасли жизнь Сирануш, но эта женщина сейчас или живет с детьми по найму, или же, если не бывает денег, живет у родственников. А мужа выпустили на свободу из зала суда.
Кроме Сирануш, в жилье в виде государственной помощи, предусмотренном для жертв насилия, нуждаются еще несколько сот женщин и детей. Проблема с жилищем, как уверяют «Аравот» из министерства по труду и социальным вопросам, не будет решена и в будущем году, так как это не предусмотрено бюджетом.
Некоторые общественные организации, занимающиеся защитой прав женщин, доработали проект закона «О семейном насилии», он будет отправлен депутатам НС.
«Посмотрим, кто возьмет на себя и представит в НС», – говорит Никогосян.
Национальной стратегией защиты прав человека предусматривается «гармонизация с решением Генеральной ассамблеи ООН национального законодательства об уголовно-процессуальных средствах по предотвращению и устранению насилия в отношении женщин».
Анна Никогосян говорит, что в этом плане есть некоторый прогресс: «Принят закон «О социальной помощи», где вынесено определение семейного насилия». «Гарантирование равных прав и равных возможностей женщин наряду с мужчинами» – это тоже из национальной стратегии. А. Никогосян напоминает, что принятый в 2013 году закон «О равных правах и возможностях женщин и мужчин» сегодня не применяется на должном уровне: это определенный положительный шаг по устранению дискриминации, но и этот закон был подвергнут острой критике, в результате лоббинга так называемых антигендерных групп из закона было изъято слово «гендер»: «В будущем году снова состоятся слушания по закону, не могу сказать, каким будет итог». В национальной стратегии защиты прав человека в статье по гарантированию прав женщин включено: «Обеспечение предоставления юридической, психологической и медицинской помощи жертвам в случае насилия в отношении женщин».
Это положение правительство полностью проигнорировало. Никогосян говорит, что они сами предоставляют психологическую и юридическую помощь жертвам насилия. Из министерства труда и социальным вопросам нас уверили, что переквалифицируют соцработников, как надо поступать с жертвами семейного насилия, предусматривается организация курсов в сфере образования, с медперсоналом медучреждений для выявления жертв семейного насилия, научить предоставлять консультации на должном уровне. Никогосян замечает: институт социального работника пока еще очень слаб: «Мы говорим это на основании раскрытых нами случаев».
«Требование приложения «Гарантирование прав женщин» в национальной стратегии защиты прав человека – обеспечение сотрудников полиции и судей соответствующими путеводителями относительно случаев насилия в отношении женщин. Из правительства заверяют, что относительно этого есть разработанные модули. Анна Никогосян замечает, что во время судебных процессов по делам семейного насилия, которые были под их наблюдением есть прогресс в комментариях судей: «За исключением случая с Маро Гулоян. 21-летняя беременная женщина якобы повесилась на поясе своего халата, были все доказательства, что это не самоубийство, тогда как суд принял обратное решение».
Начальник управления по защите прав несовершеннолетних и борьбе против семейного насилия Главном управлении уголовного розыска при Полиции РА Нелли Дурян уверяет «Аравот», что переподготовку прошли 140 полицейских, они теперь знают, как должен действовать полицейский в случае семейного насилия и с жертвами: «Участковые инспектора ставят на учет и держат под контролем семьи, где было насилие, если даже насильник оказывает давление, или, скажем, соседи пристыжают, что не следует выносить «сор из избы», и жертвы насилия заявления забирают обратно, все равно, они под контролем полиции. 1-2 года назад может и забирали заявления обратно и на этом все заканчивалось, но сегодня картина изменилась. Кроме этого, разработан новый правовой акт, в который включены элементы предотвращения и борьбы с семейным насилие. Данный акт уже находится в правительстве».