В рубрике “Лицом к лицу” электронной версии газеты “Аравот” тему обсуждают политологи Александр Искандарян и Ерванд Бозоян.
Арам Абраамян: — Состоялась или не состоялась “жаркая осень”?
Александр Искандарян: — Никакой “жаркой осени”, конечно, не было. Я не знаю, кто как думал, но лично я изначально считал, что ее и не будет – еще до того, как она должна была начаться.
А. А. – Какие признаки “накаленности” должны присутствовать?
Читайте также
А. И. – Мне кажется, что “жаркой” осень бывает в том случае, когда оппозиция в состоянии собрать критическую массу, дабы эта критическая масса могла серьезно влиять на политическую элиту. Словом, чтобы были колоссальные митинги, чтобы их было много, были бы настолько активными, что не заметить их было бы невозможно, и чтобы это все сопровождалось некой горячей активностью в НС, в информационном поле и так далее. Должно оказываться давление на существующую политическую элиту в таких условиях, дабы они пожелали пойти на некие перемены. Я сомневаюсь, что оппозиционные партии сейчас обладают такими ресурсами, стало быть, совершенно очевидно, что “жаркая осень” не получилась.
- A. A. – Получилась, или не получилась, и что Вы понимаете под «накаленностью»?
Ерванд Бозоян: — Видите ли, “жаркая осень” – понятие относительное, потому что каждый год говорится о “жаркой осени”, “жаркой весне”. Но мне кажется, что этой осенью произошло очень интересное явление: политическую повестку дня стали формировать уже не властные силы. Это очень важное явление, ибо вообще в странах такого типа политическую повестку в основном формируют власти, а оппозиция пытается противодействовать или отвечать, либо следовать за ними. Впервые этой осенью фактически произошло прямо противоположное. Весной этого года, когда оппозиция, в силу ряда причин, объединилась и в том числе в результате давления общественных движений образовалась такая ситуация, когда власть уступила собственного премьера, а оппозиция предложила 12 социальных условий, которые представила властям. Впервые в истории Армении политическая оппозиция поставила не политические требования, а требования социального характера, социально-экономического характера, которые волнуют широкую общественность, требования ясные и понятные. Большую их часть власть может очень спокойно решить. Когда власть, по сути, отказала в удовлетворении этих требований, то оппозиция после 30-го сентября уже стояла перед дилеммой: что же делать, — и у оппозиции не было иной альтернативы, кроме как идти по пути усиления накаленности. Цель первого митинга заключалась в том, чтобы собрать такое количество людей, которое заставит власть забеспокоится и понять, что большая часть народа сегодня стоит на стороне Тройки – не властных сил; во время же второго митинга были представлены условия, в числе которых было также требование об отказе от проведения референдума о конституционных изменениях, вторым требованием являлось собственно удовлетворение 12-ти требований. И если эти пункты не будут выполнены властью, то было объявлено, что будут в императивном порядке проведены внеочередные выборы. Правда, это движение пока не имеет полноценной повестки дня. Однако, я полагаю, что все предпосылки для этого имеются, есть большой шанс и большая вероятность того, что эти процессы приведут к такой ситуации, когда власти пойдут на вынужденные шаги.
Обсуждение полностью
Подготовил Арам АБРААМЯН
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.