Конфуций говорил: если ты ненавидишь, значит тебя уже победили. Это, конечно, относится ко всем отрицательным эмоциям, как на личностном, так и на государственном уровне. Закономерность эта очень хорошо видна на примере нашего союзника – России. Этой весной в Украине произошла революция – при содействии Соединенных Штатов. Предположим, пришли там к власти ужасные, противные люди, которые не хотят иметь хороших отношений с Россией и полностью, бесповоротно ориентированы исключительно на Запад. Является ли это достаточным основанием для того, чтобы ты, уважаемое руководство России, фиксировалось на одной лишь задаче: как бы отомстить украинцам. Последние же, естественно, испытывают аналогичные чувства к русским, но плохое состояние Украины не действует на нас в той степени, сколь – плохое состояние России.
Вместо решения собственной проблемы (прежде всего — экономической), Россия ввязалась в войну, и сейчас в экономическом плане страна дошла до плачевного состояния. А основой тому послужили негативные, деструктивные эмоции, которые преобладали у элиты этой страны, и, почему нет, — у народа также. Не знаю, насколько это положение компенсируется «моральными преимуществами» — уместны ли пренебрежительные выражения в адрес “гейропы”, когда 1 евро стоит 100 рублей?
Если России мешают «имперские» отрицательные эмоции, то нашими «провинциально-колониальными» эмоциями в частности являются страх и паника. Страх для нас в первую очередь является геополитической категорией: если не будет русских, то турки нас уничтожат. Но есть проявления паники и во «внутренней жизни». Например, «драм обесценивается, вай, мы пропали, нужно бежать в Россию» (где рубль обесценивается еще больше). Или вот еще более будничный пример: «самолет осуществил посадку, вай, бежим скорее к выходу, а то останемся здесь».
Но несмотря на то, что у разных народов эти негативные эмоции проявляются по-разному, они для всех являются надежной «закваской» для озлобленности, мстительности, ненависти, которая, как весьма метко очень давно отметил китайский философ, является первым признаком поражения. Это подтвердит любой профессиональный спортсмен. Почему это так? Да потому, что пытаясь ударить кого-то, ты ударяешь сам себя.
Читайте также
Образно, совершенно не научным образом, я себе это представляю примерно так: выпуская в атмосферу свою бациллу негативных эмоций, ты на самом деле не заражаешь свою цель — адресата, а начинаешь сам же дышать этим зараженным воздухом и заболеваешь именно из-за этой бациллы. Это не значит, что тебе следует держать свою злость “при себе”. Нет, конечно – ее не должно быть в тебе изначально.
А то ведь, видели, что произошло? Россия озлобилась на Украину, решила наказать ее, а в итоге пострадала сама. Ну, и мы – с ней заодно.