День назад, в Страсбурге, на 66-ом пленарном заседании Группы государств Совета Европы против коррупции (GRECO) был обнародован доклад по Армении. Хотя и было отмечено, что Армения выполнила 19 рекомендаций, предложенных со стороны GRECO, в плане уголовной ответственности за коррупцию и прозрачности политического финансирования, но некоторые проблемы все еще остаются. Группа государств против коррупции предложила Армении обеспечить независимый и единый механизм с целью контроля за источниками финансирования политических партий и избирательных кампаний, чтобы в случае необходимости могли применяться также и санкции.
В докладе положительно оценен новый Избирательный кодекс РА, также и то, что был подвергнут изменениям закон «О политических партиях» и Кодекс об административных правонарушениях. Однако GRECO выражает обеспокоенность по поводу некоторых проблемных вопросов, связанных с аудитом политических партий. В частности то, что аудиторы в основном назначаются самими партиями, а также не обеспечивается эффективный мониторинг.
Aravot.am обратился к аналитику, политтехнологу Вигену Акопяну с вопросом, согласен ли он с оценками GRECO, и, с другой стороны, не слишком ли мягкими являются оценки Совета Европы? «Вы очень правильно поступаете, что выражаете озабоченность, поскольку эта сфера у нас не только не прозрачна, но и вообще все находится в тени. Я даже и не представляю, какая часть здесь прозрачна», – сказал г-н Акопян.
Читайте также
Что касается вопроса о мягких оценках в адрес Армении, то г-н Акопян отметил, что «Евросоюз, Запад, будучи достаточно прагматичным, понимает, почему Армения с Россией», и они хотят оставить себе «место для зацепки». «Если они проявят жесткость и оттолкнут от себя Армению, чего они добьются этим? И поэтому они пытаются в мягкой форме продолжить работу как с властями, так и с оппозицией, как в виде грантов, так и другими формами помощи. Они не могут говорить – мы хотим с вами работать, и занимать жесткую позицию, как, например, в отношении России и Ирана», – отмечает политтехнолог.
То, что Армения пошла по пути евразийского развития, г-н Акопян считает, что свою долю вины имеет и Евросоюз. В течение четырехлетних переговоров армянскому народу не была предложена реальная альтернатива экономической и военной безопасности страны и в вопросе вокруг Арцаха. На наш вопрос, почему тогда чиновники ЕС отмечают, что из Армении нет отклика по поводу нового формата сотрудничества, г-н Акопян ответил так: «По большому счету, ты или там, или здесь. Конечно же, можно подписать какой-нибудь декларативный документ, чтобы показать и то, и это. В этом плане ЕС понимает, что сегодня он не может предложить реальную альтернативу, и поэтому желает продолжить работу хотя бы в такой форме».
В связи с этим г-н Акопян сослался на технологию «мягкой силы», когда Запад пытается установить связи с властями Армении через кредиты и предоставление денег в различных других формах. На наше замечание, а в чем заключается реальная альтернатива, предложенная Россией, Виген Акопян ответил: «Нашу граница до сих пор охраняют русские. Продают ли они оружие Азербайджану – это не существенно. Важно то, что они нам дают оружие и по хорошей цене. И более того, вошли бы мы в ЕАЭС или нет, все это, плюс нефть и газ, мы все равно получали бы. Наше членство в ЕАЭС важно не столько для нас, сколько для русских».