«Некоторые современные деятели вновь пытаются вовлечь часть общества в водоворот авантюры, озвучивают безответственные призывы о бунтах, силовом свержении власти», — заявил в воскресенье глава НСБ Горик Акопян, выступая в честь профессионального праздника.
Поскольку имена наших «современных деятелей» озвучены не были, то каждый из нас может представить, что речь идет о деятеле, который в последнее время делал антиконституционные и провокационные призывы. Например, лично я представляю заместителя главы Полиции Левона Ераносяна, который грозился “отрезать уши” и “разбить головы” своим политическим оппонентам. А может речь идет о деятелях РПА, которые говорят, что их партия будет властвовать еще долгие годы? Ведь, это заявление, безусловно, является антиконституционным, ибо, согласно Основному закону, вопрос сей решается с помощью выборов.
Понятно, однако, что когда в какой-либо стране силовые структуры выступают с подобными заявлениями, то они подразумевают неуравновешенное поведение каких-то оппозиционных групп. В Армении, однако, в этом плане пожалуй повода для беспокойства пока нет. Представленные в НС пять оппозиционные силы, занимаются в парламенте совершенно “классической” политической деятельностью: спорят по некоторым вопросам, а по некоторым принципиальным вопросам (например, по поводу вступления в ЕАЭС) главным образом соглашаются с властями. Если в стенах НС звучат неподобающие депутату слова, то во-первых, едва ли это явление можно назвать антиконституционным, а во-вторых, в основном они слетают с уст представителей именно правящей партии.
Три силы из помянутых пяти политических партий осенью провели митинг. В ходе этих митингов, насколько я знаю, антиконституционных выступлений не было. «Самой ужасной» угрозой, с которой выступила Тройка, являлось то, что в некоторых обстоятельствах они могут вынудить президента уйти в отставку. Отставка является процессом полностью вписывающимся в конституционные рамки. В течение митингов звучали и речи не совсем пристойные, но не более, чем в любой другой стране в ходе подобных оппозиционных мероприятий.
Читайте также
О бунте в самом прямом смысле этого слова – говорил лишь Шант Арутюнян. В предисловии ко всеобщей декларации прав человека ООН упоминается и о бунте, восстании: It is essential, if man is not to be compelled to have recourse, as a last resort, to rebellion against tyranny and oppression, that human rights should be protected by the rule of law. В переводе на русский это звучит примерно следующим образом: «Необходимо защищать права человека законом, дабы он (по всей видимости – человек, — А.А.) не был вынужден в качестве последнего средства прибегнуть к восстанию против тирании и угнетения». Здесь проблема сложная: бунтовать или восставать можно законным способом и незаконным, в Армении нет верховенства закона, но и «тирании» или диктатуры нет. Как можно в этом случае интерпретировать Декларацию – сказать трудно.
Но ясно одно: критика и предостережения должны быть более адресными, дабы мы не подозревали почем зря всех и кого угодно.