То, что на российской военной базе под номер 102 царит полнейший бардак, и Пермяков отнюдь не первый, да и не последний солдат, который вышел из базы в город с автоматом, – это бесспорно. То, что российские пограничники, — если действительно Пермякова, который пытался пересечь армяно-турецкую границу, задержали именно они, — должны были сдать задержанного нашей полиции, а не своей военной базе, — также понятно. То, что российские следователи, должностные лица, официальные СМИ делают и сделают все возможное для того, чтобы свернуть это дело, — это также не вызывает сомнений. И наконец, то, что российские чиновники, без каких-либо весомых на то причин, нас – армян, считают «второсортной», «подчиненной» нацией, — понятно также. Не сомневаюсь также в том, что Пермяков будет вывезен в Россию, отсидит там “для виду” 2-3 года в тюрьме и благополучно выйдет на свободу.
Но я всегда предпочитаю говорить не о недостатках других, а о наших собственных недостатках. Давайте попытаемся понять, в чем же ошибка “по нашей части”. Во-первых, я считаю, что на государственном уровне следовало объявить траур. Понятно, что на эмоциональном уровне мы все скорбим и разделяем горечь потери с родственниками убитых, но объявление траура в стране является не эмоциональным, а политическим актом, в котором принимают участие государственные, общественные структуры, дипломатические представители и так далее.
Наша власть, естественно, без какого-либо скандала и авантюр, должна донести до сознания как представителей российской военной базы, так и остальных деятелей, что мы хоть и являемся союзниками, партнерами, но все же являемся разными государствами, российские военнослужащие находятся в иностранном государстве и должны уважать законы этой страны.
В частности, требования по поводу выдачи Пермякова армянскому правосудию должны звучать более четко, более настоятельным образом.
Читайте также
Однако проблема, конечно, является более глубокой и упирается в стереотипы, которые кристаллизовались в ходе 200-летней истории. Одним из таких стереотипов является убеждение, что защитником Армении, армян является русский солдат. За 25 лет мы должны были вроде понять, что нашу страну никто, кроме армянского солдата, не защитит, да и не обязан защищать. И вот из этой аксиомы мы должны были сделать вывод, что не нужно ни перед кем склонять голову и лебезить. Сотрудничать необходимо, но лишь — на взаимовыгодных условиях.
Если твой партнер делает вид, что сотрудничая с тобой, он оказывает тебе великое одолжение, то стало быть ему следует крайне корректно сказать: спасибо, брат, не нужно. Но если и ты сам считаешь, что тебе делают одолжение, то и не удивляйся тому, что отношение к тебе не будет уважительным. Чему свидетелями, мы все и являемся сегодня.