По мнению востоковеда Аракс Пашаян, исламофобия в Европе получит новый толчок, националистические силы будут с новой силой противостоять проникновению ислама и иммигрантов. Террористическое нападение на редакцию еженедельника «Charlie Hebdo» в Париже утром 7-го января, жертвами которого стали 10 журналистов юмористического еженедельника и 2 полицейских, а затем и еще 5 человек — четыре заложника и один полицейский, всколыхнули весь мир. Вчера в Париже был организован митинг с участием более одного миллиона человек, в котором приняли участие не только французы, но и делегаты, прибывшие из разных стран мира, дабы продемонстрировать свою солидарность в борьбе с терроризмом и за свободу слова. То, что убийство человека за устное либо печатное слово, за картину или за карикатуру не укладывается ни в какую логику, пожалуй, является бесспорным фактом, однако начавшаяся во всём мире дискуссия после инцидента с «Charlie Hebdo», говорит о том, что вопрос этот является актуальным и вызывает много споров. Даже среди не мусульман, среди христиан есть люди, которые считают, что «не следует оскорблять религиозные чувства людей, в противном случае придется быть готовым к чему угодно, в том числе — к жестокому наказанию».
Свое несогласие с этим мнением накануне в Париже выразили миллионы граждан в Париже, заявив, что свобода слова для них является основополагающей ценностью: можно обсуждать, критиковать, высмеивать все и вся, в том числе и религию, и за это никто не имеет право убивать. К чему может привести это столкновение взглядов, столь существенная несовместимость систем ценностей, к чему может привести расправа в самом сердце Европы и сколько воды «вберет в себя это тесто»? Мы обратились с этими вопросами к востоковеду, ведущему научному сотруднику Института востоковедения, доценту Аракс Пашаян.
По словам А. Пашаян, то, что произошло с «Charlie Hebdo» являлось вполне предсказуемым событием. «Этому предшествовали несколько террористических актов и актов насилия, имевших религиозную подоплеку — карикатуры на пророка Мухаммеда публиковались множество раз. Вспомним, как в 2005 году 12 карикатур на пророка, которые были опубликованы в датской газете «Jyllands-Posten», вызвали международный кризис, его в дальнейшем назвали «карикатурной войной». Европа еще долгое время будет обсуждать случившееся. На мой взгляд, террористический акт, который произошел 7-го января в Париже, по своей значимости и драматизму, имеет множество граней соприкосновения с террористическим актом, который имел место 11-го сентября 2001 года в Нью-Йорке. После этих терактов (11-го сентября, 2001г.) произошли весьма важные, существенно изменившие атмосферу события. Я думаю, что после теракта в Париже также произойдут столь масштабные изменения, события как европейского, так и международного значения».
Аракс Пашаян отметила: «Сегодня много обсуждается вопрос: имеет ли право свободное слово высмеивать религиозные святыни? Я думаю, что однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. В европейском контексте проблема звучит по-одному, в исламском — по-иному. Европа пользуется своим правом на свободу слова, за которое она боролась очень долго. Карикатура имеет более, чем столетнюю историю во Франции. В Европе принято подшучивать даже над собственными правительствами, королевскими семьями, Римским Папой, над религиозными лидерами, Иисусом Христом, и так далее. Надо принимать во внимание, что очень часто карикатуристы являются атеистами, и им, быть может, сложно понять смысл религиозных святынь. То есть, между Западом и исламским миром происходит столкновение цивилизацией и культурных представлений, или иными словами — существуют различия между религиозными и светскими подходами. Эту проблему можно решить с помощью межкультурного диалога, но никогда — с помощью насилия».
Читайте также
Означают ли различия между восприятием цивилизации и культуры между Западом и исламским миром, что в исламском мире осмеивание религиозных чувств однозначно является наказуемым действием? На этот вопрос газеты «Аравот» г-жа Пашаян ответила следующим образом: «Художнику, проникнутому европейскими фундаментальными ценностями, крайне сложно понять то обстоятельство, что мусульман крайне оскорбляют насмешки в адрес пророка Мухаммада, ибо ислам для мусульманина — это не только религия или идеология, но и образ жизни, мировоззрение, самосознание и так далее. В то же самое время, то, что связано с исламским религиозным экстремизмом, в первую очередь, является угрозой для самого ислама как религии, цивилизации и мусульманского населения во всем мире, в том числе -для мусульманских общин, находящихся в Европе. Сегодня весь мусульманский мир критикует произошедшее. Активно обсуждается вопрос: почему ислам служит развитию терроризма? Звучат мнения о необходимости реформации ислама».
На наш вопрос о том, что, принимая во внимание то обстоятельство, что ситуация все еще остается довольно напряженной и признаков ее ослабления пока не наблюдается, то что может случится в самом худшем случае, до чего может дойти такая напряженность, госпожа Пашаян ответила: «Мы пока не знаем, кто истинные заказчики. Этот террористический акт, полагаю, послужит для различных силовых центров поводом для поднятия своих проблем, укрепления своих позиций. И если, действительно заказчиком является «Исламское государство», то, стало быть, Франция и та же Европа должны многое переоценить и пересмотреть, в частности — ближневосточную политику, в том числе позицию по поводу Сирии, сирийской проблемы, отношения к сирийскому правительству, потому что они тоже несут ответственность за существование «Исламского государства» или за расширение радикального исламизма. Они направили религиозных джихадистов против режима Асада, принимая их за борцов за демократию, однако, когда они убивают французов, то оценки уже совсем другие».
Уже наблюдается противодействие: во Франции и Германии, где очень много мусульман, начали поднимать голову антиисламские силы, звучат призывы «очистить землю». Возможно ли, чтобы в Европе настолько усилились такие настроения, чтобы фашистско-расистские движения серьезно активизировались? На этот вопрос «Аравот» Аракс Пашаян ответила: «В Европе продолжится демонстрация солидарности с французскими карикатуристами, европейцы вновь подтвердят, что будут и дальше следовать фундаментальным европейским ценностям. Все это понятно. А вот расизм не может принести Европе никакую пользу. Европейцы должны попытаться использовать эту возможность, дабы заново пересмотреть множество вопросов, связанных с сегодняшней и будущей Европой, чтобы понять видение Европы, а также выявить причины религиозного фанатизма. В конце концов, экстремистские религиозные настроения не составляют большого процента в мусульманских общинах в Европе. В любом случает, причины создавшегося кризиса в действительности намного глубже, проблема эта весьма всеобъемлющая».