Постепенно «Аравот» восстанавливает свои материалы из архива — как публикации, которые вышли в свет в печатном издании, так и те материалы, которые хоть и были опубликованы на нашем сайте, однако в техническом плане не соответствуют современным требованиям электронных страниц. Ретроспективный взгляд, как известно, всегда полезен. Это относится, в частности, к парламентскому репортажу Анны Исраелян, который был опубликован 12-го июня 1998 года под заголовком «Это проявление экономического национализма и фашизма». Так охарактеризовал придерживающийся либеральных взглядов премьер-министр Армен Дарбинян депутатов, которые были против продажи Ереванского коньячного завода (напомню, что французская фирма «Перно Рикар» заплатила за него 30 млн. драмов).
Правильно ли было идти на эту сделку, или нет – не знаю. С уверенностью лишь могу сказать, что этот завод с французским менеджментом является добросовестным налогоплательщиком и работает абсолютно прозрачно, в так называемом, “белом” формате. В то время многие депутаты высказывались против этой продажи, но важно не то, что они были “за” или “против”, а качество тех аргументов, которые они приводили. Коммунист Хорен Саргсян: “Выезжая за рубеж, мы всегда с собой брали армянский коньяк, даже – вместо семейной фотографии”. Коммунист Леонид Акобян: «Если государство не в состоянии содержать этот завод, пусть скажут нам, мы что-нибудь придумаем. И мы так с этим «Перно» расправимся, что ноги их в Армении больше не будет». Виген Хачатрян: “Боюсь, мы скоро продадим и здание Оперы, и Матенадаран.” Вазген Сафарян: “Не удивлюсь, если мы продадим вскоре и озеро Севан, Армения знаменита своими тремя “к”: коньяком, консервами и обувью.” И еще — Хорен Трчунич: “Может отныне мы начнем продавать также наши церкви и могилы?”
Как видите, за 17 лет качество и уровень аргументов не изменились. Когда речь заходила о действительно спорных законах по поводу пенсий и налогов с оборота, то мало кто из депутатов знал, о чем именно идет речь. Но поскольку подворачивался вариант сыграть на популизме, то в ход шли примерно следующие аргументы: «Разве не жалко этот бедный народ?», «Что же вы хотите, чтобы все все бросили и уехали?» С помощью таких душещипательных речей, конечно, можно завоевать симпатию “дорогих радиослушателей” (как говаривал Аршак Садоян). Но таким образом невозможно решить ни одной проблемы, связанной с пенсиями и налогами.
Хотя и проявления популизма нисколько не изменились, однако некоторая разница, тем не менее, существует: сегодня существенно сократилось количество слушателей — во-первых по той простой причине, что сократилось и собственно население страны. Однако главная причина все же заключается в том, что популизм перестал впечатлять и тех, кто в стране остался.