«Решение отозвать армяно-турецкие протоколы было правильным. Тот, кто говорит, что нужно этот вопрос предать забвению, не имеет никакого представления о международных отношениях и рассказывает сказки»,- так ответил юрист, историк, дипломат и глава центра «Модус Вивенди» Ара Папян в ходе состоявшейся сегодня в пресс-клубе «Ноян тапан» встречи с журналистами на вопрос Aravot.am, являлось ли решение об отзыве армяно-турецких протоколов правильным, или существует опасность, что данное решение может быть использовано против нас, и не правильнее было бы просто “усыпить” этот вопрос.
По его словам , наличие этих протоколов в парламенте уже само по себе является препятствием, ибо таким образом складывается впечатление, что мы ставим под сомнение Геноцид. Он напомнил о вопросе создания подкомиссии, которая должна была на основе беспристрастных фактов проверить неоднозначные и спорные исторические вопросы.
Господин Папян отметил: «В красивой упаковке они заявляют, мол создадим комиссию, которая решит вопрос Геноцида. Тем более, если отмечается: на основе беспристрастных фактов. Мы ставим под вопрос также всю работу, которая была проделана до сего дня. Протоколы были априори ошибочными – это был по сути антиармянский документ. Находясь на протяжении пяти с половиной лет в парламенте, они, тем не менее, не ратифицированы, поскольку третье требование Турции заключалось в том, чтобы РА сдала Карабах Азербайджану. Но мы знали об этом.»
Господин Папян отметил также, что эти протоколы не стали серьезной темой обсуждения ни в МИД-е, ни в других заинтересованных ведомствах. По мнению Ара Папаяна, эти протоколы появились неизвестно откуда, неизвестны также их авторы. Отвечая на вопрос по поводу того, что протоколы хоть и отозваны, однако под ними все еще стоит подпись, которая в силе, г-н Папян сказал: «Документы были отозваны, это означает, что они все еще остаются. Вступившим в силу арбитражным решением являются документы. Протоколы же еще не вступили в силу, поскольку они вступят в силу после ратификации. Это может произойти в любой момент, независимо от того, находятся ли они в парламенте, или нет. Была принята наша официальная позиция, согласно которой, мы ратифицируем их после того, как это сделает Турция. Если завтра Турция ратифицирует эти протоколы, то коль подпись не отозвали, то могут и подписаться по этим. Это был политический, а не юридический шаг.»
Читайте также
Господин Папян отметил, что единственным правовым шагом навстречу признания Геноцида является принятая декларация, и выразил озабоченность: «Мы делаем какие-то значки, печатаем книги, но это все количественные изменения, а не качественные.» Например, турки издадут тридцать томов об армяно-турецких отношениях. Все документы будут тщательно отобраны, разве не понятно?»
На вопрос по поводу того, что Серж Саргсян, следовательно, использовал процесс подписания данных протоколов лишь для утверждения своей легитимности, г-н Папян ответил: «Да, это может быть одним из факторов. Но еще одним фактором может быть желание направить месседж в преддверии столетия Геноцида. Весь этот документ после третьего предупреждения был отозван, сейчас каждый шаг осуществляется и используется для оказания давления на Турцию.»
Господин Папян отметил, что он обратился с письмом к Эрику Рубину, в котором в частности сформулировал свое требование: «Я надеялся на то, что будут осуществлены некие политические шаги, но увы. Я ясно сформулировал свое предложение, чтобы на базе вильсонской Армении была создана некоторая контролируемая на международном уровне администрация, при которой были бы учтены и совмещены как интересы де-юре РА, так и интересы де-факто Турции, и мы имели бы права, и местное население.»
По мнению Ара Папяна, мы лишь слышим заявления по поводу признания и компенсации, однако не наблюдаем никаких конкретных дел.