За эти годы я от многочисленных политических и не только политических деятелей периодически слышал: «мы – сила, мы сильны», «власть сильна», «оппозиция мощна» и так далее. Во-первых, если даже эти утверждения и соответствовали действительности, то здесь особо нечем хвастаться. Сильным должно быть государство — система, которая с одной стороны, заставляет людей выполнять требования закона, а с другой — ей удается создавать условия для реализации творческого потенциала граждан. А “сила” власти, которая позволяет ей обогащаться путем безнаказанного нарушения закона, или “мощь” оппозиции, которая дает возможность собирать на площади Свободы недовольных и самозабвенно “поносить” власть, меня, честно говоря, не впечатляют.
Однако, в действительности, политической мощью в Армении никто не обладает. Это “мощь” я понимаю иначе. Силен тот, кто пользуется особой поддержкой со стороны общества. Говоря «особой», я имею в виду, что эта поддержка: а) не куплена за деньги; б) не основана на силовых и административных ресурсах-рычагах; в) не базируется на культе личности; г) не возникла в результате “промывки мозгов”; д) не зиждется на негативных надеждах: «кто угодно, лишь бы — не Погос».
Ибо деньги сегодня могут раздавать, а завтра их могут уже и не раздать, генералы могут предать, идол сегодня – герой, а завтра – антигерой, пропаганда сегодня “промывает мозги” таким вот образом, а завтра – иным, а спекуляция на одной лишь ненависти к Погосу — без каких-либо позитивных идей, неизбежно приводит к точно такой же ненависти к Петросу.
Если смотреть на этот вопрос под этим углом, то ни одна единица в настоящее время в нашей стране мощью не обладает. Человек может быть силен не деньгами, а лишь идеями, жизненными позициями, принципами, то есть – такими вещами, которые никто ни при каких обстоятельствах у него отнять не сможет, а равно как и не сможет угрожать, что отнимет.
Читайте также
В этом смысле сильными были: Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Вацлав Гавел, Мартин Лютер Кинг. Сильными были особенно в первые годы своего правления: Левон Тер-Петросян, Борис Ельцин – знаю, что многие этих деятелей не воспринимают, но, считаю, что они обладали и четким ведением будущего и истиной поддержкой, основанной на безоговорочной вере в идеи. Другой вопрос, как они этот “капитал” использовали.
Однако сильным можно быть и не садясь на трон и ведя за собой массы. Можно быть сильным, находясь как в крепости, так и в лачуге, а в особенности – в монастырской кельи. Быть сильным в самой демократичной стране и в концентрационном лагере. Все зависит лишь от самосознания.