Закончился Великий Пост. В числе других ограничений, на протяжении всего этого периода в основном не совершались также и церемонии венчания. Через считанные дни наступит май, и можно будет говорить, что мы вступили в этап активного весеннего обострения свадеб. Когда вы в последний раз участвовали в среднестатистической армянской свадьбе? Помните, что происходило? Я и свадьба встречаемся в основном во дворике церкви, переполненном свадебными гостями и их сверкающими машинами.
Я на самом деле не понимаю, как свирепые хозяева этих «крутых тачек» сочетают со своей «правильностью», мягко говоря, неподобающие для церкви наряды и особенно украшения пришедших с ними на свадьбу женщин. Почему твоя жена, облачившись в сетчатые колготки, стала похожа на танцовщицу, и теперь ты мечешь бронебойные взгляды, мол, нечего разглядывать, она моя. Это еще ничего, они еще успеют несколько раз поменять свою одежду. Оставим в стороне и то, что входя в церковь, они говорят – Бог-джан, помереть мне за тебя. Пытались ли вы слушать, о чем параллельно со священником говорят во время церемонии венчания? А затем четырьмя рядами машин они едут по трехрядной улице в какой-то заледенелый сад, где в середине зимы одетую в кружева невесту фотографируют во всевозможных мещанских позах. Фотографирование вообще главное событие свадьбы. Женятся не для того, чтобы быть счастливыми, а чтобы сфотографироваться.
Но это все мелочи, по сравнению с тем Содомом, который происходит в свадебном зале. Опасный звук, освещение и конферансье, низкопробная турецкая музыка после тоста за погибших солдат, плохо смимикрированные у персов, турок и некоторые еще более ужасные маразмы американских армян, произносимые на церемонии. Церемония входа, церемония шашлыка, церемония бросания букета, церемония торта, церемония диско… Я никогда не выдерживаю до конца. Не надо пытаться объяснять дирижерам этих свадеб, что во всем этом нет ничего из самобытной национальной культуры, что сочетаясь браком в условиях конкуренции подобной дикости, вряд ли сформируется счастливая семья. У них на это есть сокрушительный довод: мы же не невежи, чтобы устраивать что-то тысячелетней давности.
Несколько лет назад, а может и сейчас, особенно в селах Араратской долины был один «невежественный» обряд. Находили человека, который ночью накануне свадьбы должен был пойти полить сад. С ним клали очень много еды и как можно больше лаваша. Поливальщик не мог съесть ни кусочка лаваша, он нес, раскрывал лаваш перед журчащей водой, а утром приносил обратно и вручал хозяину свадьбы. И во время пиршества, и в последующие дни жених и невеста не ели другого хлеба. Говорят, что этот садовый хлеб обеспечивал мир для этой пары с самых истоков их совместной жизни.
Читайте также
Недавно британские ученые «открыли» секрет этого «невежества». Они доказали, что звуки воды, текущей в естественных условиях, подвергает благотворному изменению строение атомов расположенных поблизости вещей и придает им даже лечебные свойства. Но это только для британцев и еще для «невеж», остальные могут, тесно обнявшись братками, танцевать в сопровождении громкого «хабиби», а в конце смачно поцеловаться: ну, и в этом тоже имеется свое таинство.
Агаси УНАНЯН