В тоже время, по мнению Татула Манасеряна, правительство Овика Абраамяна имеет определенный прогресс
13 апреля исполнился год со дня назначения Овика Абраамяна на пост главы правительства. После назначения в одном из своих интервью Овик Абраамян отметил: «Мы все констатируем, что существует теневой сектор, он есть во всех странах, но у нас — больше. Есть возможность вывести теневую экономику в налоговое поле, по мере возможности будем действовать в этом направлении. Помните вопрос, адресованный премьер-министру Сингапура о том, как они построили страну? Он ответил, что начали со своего ближайшего окружения. Вот в чем наша цель, войти в налоговое поле. Думаю, мы начали хорошее дело и будем иметь успех».
На посту премьера Овик Абраамян объявил своей целью сокращение теневой экономики, обеспечение равных условий для бизнеса. Но спустя год обещания главы правительства далеки от реальности. С действительностью ничего общего не имеет экономический рост в 4,5 процента, о котором говорится в программе правительства. Более того, международные организации, в частности Всемирный банк, Международный валютный фонд на днях констатировали, что текущий год Армения закроет с нулевым экономическим ростом.
На вопрос «Аравот», можно ли констатировать провал правительства по итогам деятельности премьера и его кабинета за год, экономист Татул Манасерян, известный своей критикой в адрес всех без исключения правительств, отметил, что не склонен к такому мнению. «Думаю, нам надо быть более объективными. Конечно, ожидания специалистов и экспертов были немного больше, тем не менее, есть объективные проблемы, из-за которых желаемого результата нет»,- ответил наш собеседник, отметив некоторые факты политического характера: «Если смотреть на вопрос с политико-экономической точки зрения, то за год сдерживающих факторов было больше чем способствующих».
Читайте также
Татул Манасерян отмечает, что на плечи кабинета министров Овика Абраамяна падает еще и тяжесть провалов прошлого правительства во главе с Тиграном Саргсяном, речь идет о пенсионных реформах, социальных проблемах и так далее.
Экономист отмечает еще и третий фактор – геополитические и региональные события, которые приводят к сокращению, замедлению темпов экономики, а в некоторых постсоветских странах к экономическому спаду тоже. «Если смотреть на вопрос с этой точки зрения, я даже осмелюсь сказать, что действующее правительство имеет некоторый прогресс. Речь не только об экономическом росте, который представлен статистическими данными. Это, я считаю, крайне неудовлетворительно. Мы имеем больший потенциал экономического развития. Я говорю еще и о уже предпринятых действиях, имею в виду снижение порога налогообложения с 3,5 до 1 процента, хотя и было для сопротивление. Я бы связал это с политическими факторами, не исключаю, что был и политический подтекст, организаторы, мягко выражаясь, представляли не только экономические круги»,- отметил наш собеседник.
Приобретением правительства Овика Абраамяна или смелым шагом действующего кабинета экономист считает частичное субсидирование сельскохозяйственных, компенсацию социальных, в том числе студенческих кредитов. И наконец, Татул Манасерян, кто долгие годы боролся со всеми кабинетами министров, чтобы приграничным селам присвоили статус свободной зоны, констатирует: «Действующее правительство наконец-то коснулось этого вопроса. Программа имеет существенное значение, но результаты будут видны не сразу. Их можно ожидать в ближайшие годы, если будет надлежащий PR среди бизнесменов о преимуществах, которые они будут иметь».
На вопрос «Аравот», что еще могли сделать в существующих условиях премьер и правительство, чего не сделали, Татул Манасерян ответил: «В правительстве не все структуры мыслят по-новому и проявляют инициативу.
По-моему, это очень важно, так как то, что называют экономическим ростом не только совокупность отдельных действий, это еще и результат нестандартного мышления. Думаю, имея национальную специфику, мы вынуждены считаться с ней и сформировать модель национальной экономики Армении».
Свою версию модели национальной экономики Армении, ее дорожную карту Татул Манасерян представил правительству и премьеру. Надеется, что программа полностью воплотится в жизнь со всеми изменениями: «Мы нуждаемся в инициативности, в то время, как часть министерств всего лишь хорошо или плохо выполняют ту или иную программу. Для выхода из такой ситуации нам нужен экономический прорыв, для которого, кажется, не хватает инициативности. И думать, что все это связано только с премьер-министром, тоже было бы недальновидностью». Наш собеседник отказался назвать консервативных министров и министерства из этических соображений, не захотел недооценивать их работу или обидеть их. Рассчитывает, что сказанное им «возьмут на заметку и не воспримут как попытку недооценить или принизить проделанную работу».