Эксперт в сфере образования Сероб Хачатрян о проблемах старших школ
95.5 процентов старших школ в Армении находятся в городских местностях, в селах в основном средние школы с 12-летней программой образования. То есть, 703 из 770 школ Армении находятся в селах. Получается, что ученики, живущие в деревнях, лишены возможности получать поточное обучение. К этому прибавляется и тот факт, что для сельских школьников недосягаемы старшие школы еще и потому, что немногие из них, исходя из социальных условий, могут позволить себе такое дорогое удовольствие.
Не нарушаются ли таким образом права школьников, живущих в селах, так как они лишены возможности посещать старшую школу, тем более, что в 2008-2009 годах, когда еще только зарождалась идея старших школ, цель была одна: поднять уровень среднего образования, сократить роль репетиторского института? В беседе с «Аравот», отвечая на поднятый нами вопрос преподаватель ЕГУ, эксперт в сфере образования Сероб Хачатрян отметил: «С формальной точки зрения, конечно, есть неравенство, так как в городских школах обеспечено поточное обучение, дети имеют возможность больше времени уделять тем предметам, которые они предпочитают в плане выбора будущей профессии. То есть, образование, которое ученики имеют возможность получать в старших школах, дает им возможность углубленно изучать нужные предметы. Но проблема вот в чем: так как старшие школы не оправдывают себя, трудно сказать, что создание этой образовательной системы дало хорошие результаты. Следовательно, если старшие школы не состоялись, то, наверное, сельские дети много не теряют, так как нельзя однозначно сказать, что ученики, живущие в городах поступают в вузы без занятий с репетиторами. В обоих случаях дети, которые хотят поступить в университеты, продолжать учебу в рамках госзаказа, занимаются частно. Тогда, когда городские школьники будут иметь преимущества, можно будет говорить о том, что сельские дети страдают. Но с формальной точки зрения, конечно, есть неравенство, так как если дети хотят получать, например, гуманитарное образование, то такой возможности у них нет».
На наш следующий вопрос о том, что проблемы доступности образования проявляются и в дальнейшем, при поступлении в вузы, не обусловлено ли сокращение числа сельских школьников при поступлении в вузы недоступностью старших школ, наш собеседник ответил: «Да, это также способствует, но есть и другая проблема: дети, которые учатся в старших школах, чаще продолжают образование в вузах, а в деревнях есть классы, из которых вообще ни один ученик не продолжает учебу в высших учебных заведениях. Здесь проблемы социального характера: родители не в состоянии платить за учебу, за жилье в столице. Вот в чем причина того, что сельские дети лишаются очень многого. Я знаю многих детей, способных, желающих учиться, но начиная с 7-8 класса, родители им дают понять, что не в состоянии обеспечить их финансово, и дети теряют надежду».
Читайте также
Финансирование старших школ в два раза больше средних, с 12-летней системой образования, что обосновывают качеством образования и возможностью поточной учебы. Правильно ли это, не чувствуется ли разница между учениками, окончившими старшую и основную школы? Эксперт ответил: «Насколько я знаю, это не так, финансовое состояние старших школ не такое и уж хорошее. Кроме того, сейчас разница между детьми больше индивидуального характера, все зависит также и от возможностей семьи. Многие посещают плохие школы, но семья помогает в вопросе частных занятий. Очень важно, сколько семья тратит на образовательные услуги ребенка вне школы, сейчас есть новая услуга, которая называется подготовка уроков. Есть семьи, которые обеспечивают детей этой услугой, и они оказываются в более привилегированных условиях, также речь о детях, которые посещают частные школы, где может учиться не каждый. Так как старшие школы не очень оправдывают себя, то дети, живущие в деревнях, страдают формально».
На наше замечание о том, что уже много лет прошло, и до сих пор старшие школы не показывают высоких результатов, сколько еще нужно времени, чтобы старшие школы обеспечили желаемые результаты, Сероб Хачатрян ответил: «Надо сесть и обсудить, понять проблемы. Думаю, мы увеличили время учебы с 10 до 12 лет, но школа от этого не стала интереснее. Получается, что дети посещают школу дольше, оканчивают ее в более старшем возрасте, многие даже окончив призываются в армию или им исполняется 18 лет еще на школьной скамье. Сейчас мы не можем заинтересовать детей этого возраста, бывает очень трудно. Многие в 11 класс идут с трудом, в 12 вообще не хотят, им скучно. Если длительность чего-либо увеличивается, то должно быть интересно. А то получается как в тюрьме. Сейчас увеличился срок сидения, а не учебы».
Газета «Аравот»