В «Двух солнцах» Рудольфа Харатяна сплетаются классический, современный, неоклассический стили, модерн и хип-хоп
В рамках государственной программы культурных мероприятий, приуроченных к сотой годовщине Геноцида армян, под патронажем первой леди Риты Саргсян в Национальном академическом театре оперы и балета 27 мая состоялась премьера балетного представления «Два Солнца» по сценарию и хореографии народного артиста РА Рудольфа Харатяна. Музыка представления собирательная: Маштоц, Нарекаци, Алан Ованес, Хачатрян, Бабаджанян, Тертерян и Ашот Ариян. «Два Солнца» — международный проект, в котором участвуют не только артисты Национального Академического театра, но и артисты балета, приглашенные из Японии, Франции, США, Греции и Израиля. В представлении сплетаются классический, современный, неоклассический стили, модерн и хип-хоп. Нарекаци, главное действующее лицо в спектакле, воплотил солист Штутгардского театра оперы и балета Арман Зазьян.
В беседе с «Аравот» Рудольф Харатян всего лишь отметил, что «Книга скорбных песнопений» Нарекаци вдохновила его еще несколько лет назад и, кажется, подтверждением правильного выбора времени и благословлением представления был тот факт, что за две недели до начала работ Папа Римский Франциск провозгласил Григора Нарекаци учителем Вселенской церкви.
Касаясь представления отметим, что оно соединило в себе прошлое и настоящее, представив армянское наследие через призму 21 века, став инновационным, армянским, общечеловеческим, вечным произведением искусства. А сцена символизирует вселенную, в которой алтарь — армянский мир (дизайном сцены и костюмов занималась Астхик Степанян). Связь между Нарекаци, Аршилем Горки, Торосом Рослином и временем осуществляет Историограф (Ованес Ованнисян). В первом действии духовный путь Нарекаци образуется посредством идеологической и эмоциональной связи с 4 евангелистами. Пройдя 7 степеней духовного развития, он доходит до историографа, участвующий в действии «петух» символизирует Христа, начало земной жизни. Виолончель в руках историографа, по словам Рудольфа Харатяна является символом искусства и творческого начала. В этом действии звучат слова Нарекаци из «Книги скорбных песнопений».
Первое действие открывает 3 квартет Бабаджаняна, после чего звучит «Токката» канадского композитора Ашота Арияна, на языке танца, танец огня. По словам Рудольфа Харатяна, у древнейших народов огонь символизировал солнце, божественную энергию, очищение, возрождения, духовного полета, а так же обольщения, тщеславия, вдохновения. Звучат «Глаза как море» Нарекаци, фрагмент 2-ой симфонии Тертеряна, а потом мир Тороса Рослина глазами Аршиля Горки, под музыку шараканов Маштоца… Историограф увековечивает сплетение времени собирательной творческой мыслью Тороса Рослина, Нарекаци и Аршиля Горки, абстрактным миром Горки, воодушевленный цветовыми композициями Рослина, под музыку произведения «Brivis» Ашота Арияна.
Второе действие вкратце можно описать следующим образом: надежда, вера, любовь, народ, где молитва Богоматери (Марин Виней, Франция) представлена произведением Алана Ованеса. После звучит фрагмент из первой симфонии Тертеряна, «Шесть образов для фортепиано», «Planet X», «Stonehenge» Арияна. В постановке танцев представлена вечная движущая сила вселенной, напоминающая, что человеку первоначально дано физическое, а духовное надо развивать, чтобы достичь гармонии. Одним словом, гармоничное развитие и существование в одном теле. Именно здесь представлен синтез классического танца и хип-хопа. Впечатлителен финал балета, в котором положительный заряд жизни и, являющийся основой вселенной, божественный разум. Именно здесь под звуки первой симфонии Хачатряна, на глазах зрителя зажигаются два солнца, символизируя направленный человечеству созидающий огонь.
Газета «Аравот»