Франко-армянский математик, историк, арменовед, профессор Сорбонского университета Клод-Армен Мутафян сегодня в Ереване прочитал лекцию на тему «Армяно-французские отношения на протяжении веков». Его лекция сопровождалась показом фотографий раритетов XIV-XX вв. и армянских надписей на стенах французской церкви, которые подтверждали вековые отношения двух стран.
После лекции Aravot.am обратился к ученому с вопросом, чего можно ожидать от Турции в связи со столетней годовщиной Геноцида армян, сменит ли она в ближайшем будущем свою политику отрицания? «Несомненно, если сравнивать с тем, что было 15 лет назад, есть большой прогресс. Недавно в Париже на тему геноцида состоялась научная конференция, большинство участников которой были турки. Раньше представить такое было невозможно. К сожалению, для такого прогресса десять лет назад потребовалась одна жертва – Грант Динк. После его смерти изменилось многое», – ответил профессор.
Мы спросили у господина Мутафяна, согласен ли он с заявлением президента РА Сержа Саргсяна, что «Республика Армения, после провозглашения своей независимости, никогда не предъявляла ни к одной стране территориальных претензий, во внешнеполитической повестке нашей страны такого вопроса не было, и нет», правильно ли отказываться от требований? В ответ арменовед сказал: «По моему мнению, требования нужны, но не надо подчеркивать территории и так далее, но требования нужны принципиально. Когда-то они будут вынуждены признаться, а за каждым преступлением наступает расплата. Но не надо указывать, чего мы захотим – денег, земель, в этом нет необходимости».
На наш вопрос, как же тогда сформулировать требование, какие требования мы должны предъявить к Турции, он продолжил: «Надо сказать: сначала примите, а потом мы дополним наши требования». Мы поинтересовались, знаком ли он с Всеармянской декларацией о геноциде, и нет ли здесь противоречия, что с одной стороны президент заявляет об отсутствии у нас территориальных претензий к Турции, а с другой стороны, в опубликованной 29 января декларации делаются ссылки на арбитражное решение Вудро Вильсона и Севрский договор, где имеются территориальные вопросы. «Я был занят другим делом и не полностью изучил эту декларацию, но согласен с критикой, что она недостаточно претенциозна, надо не просить, а требовать пожестче. Сейчас у нас очень сильное оружие – заявление президента Германии, страны, которая была союзницей Турции, но он попросил прощения, сказав, что и они участвовали».
На наш вопрос, почему за заявлением президента Германии не последовало принятие в Бундестаге резолюции о Геноциде армян, и там ограничились только обсуждением резолюции, наш собеседник сказал: «Думаю, должны принять».