«Можете себе представить, что значит не спать спокойно годы подряд или желать смерти родному отцу? Нет, не можете. Да, желать смерти отцу это грех, но когда он превращает твою жизнь в ад, когда, будучи маленьким ребенком, ты каждый день видишь, как отец бьет мать, ругается на лево и на право, творит безобразие, то хочется, чтобы этот человек исчез из твоей жизни»,- рассказывает Анушик (имя изменено) — миловидная, светловолосая девушка с ясными голубыми глазами. Она говорит, что сейчас изменилась, больше не желает смерти отцу, но отец не изменился или мало изменился, продолжает применять физическую силу по отношению к матери и к сестре. Он бывает более жесток, когда напивается. В детстве, когда мать была на работе, Анушик помогала по хозяйству. Однажды, когда девочке было 14 лет, она приготовила суп.
Гордилась собой, думала, вкусно получилось. Когда отец вернулся, Анушик решила угостить его, а он швырнул в дочь тарелку после первой же ложки: «Я немного пересолила, поэтому он швырнул тарелку. Матери я ничего не сказала, ей и без того нелегко. Из-за пустяков он может ударить мать, может избить даже просто так. Но когда он пьян, а выпивает если не каждый день, то очень часто, мы с сестрой стараемся не показываться ему на глаза, потому что ему может не понравиться даже мой взгляд, за который он начнет дергать, ругаться. Не говоря уже о том, что в нашем доме начинается война, если мать скажет отцу, что он снова напился».
Анушик рассказывает, что отец из-за того, что мать не погладила рубашку так избил ее, что она не могла ходить два дня: «Правда, это было 5 лет назад, но я не могу забыть. Из-за сорочки он так избил маму, таскал за волосы, бил ногами, я вмешалась, толкнула его в сторону, но он меня тоже ударил изо всех сил. Я столько раз говорила, мам, что за жизнь у нас, давай уйдем. Она отвечала, что нам некуда идти. И на самом деле, куда мы могли пойти?»
23- летняя девушка уверяет: они даже не думали обращаться в полицию, стыдно, да и особой пользы от этого не будет. Анушик говорит, что в последнее время насилия со стороны отца стало меньше. Он снова выпивает, но только может накричать, до избиения дело доходит не всегда: «Такое впечатление, что охота пропала, сейчас больше спать хочет, когда пьян, но все равно бывают случаи избиения».
Читайте также
После школы Анушик училась на парикмахера, но очень короткое время работала по профессии, пошла в кафе официанткой. Вначале было очень трудно. Однажды по неосторожности пролила кофе на клиента. Директор кафе всегда злился, мол, парни, как официанты более расторопны, а девушки неуклюжи. Анушик рассказывает, что понемногу наловчилась и стала работать в другом кафе. Уже сменила 4-5 кафе, нынешней зарплатой довольна, но иногда бывают клиенты, которые, по словам Анушик, бросают на нее косые взгляды.
Она уверена, что в нашем обществе еще существуют предрассудки на счет того, что «правильная девушка» не может работать официанткой. Подобное отношения Анушик испытала на себе. «Моя работа заканчивается очень поздно, бывало, я возвращалась домой в 12 ночи. Наши соседи спрашивали мою мать, как она позволяет мне так поздно возвращаться? Что это за работа у меня? Одна моя соседка однажды спросила меня: Разве нет работы для нормальных девушек, зачем я официанткой работаю? Люди всякое говорят про меня. Правда, мне не по себе от подобных разговоров, но что поделать, хорошо, хоть работу нашла»,- рассказывает Анушик.
Ее мать работает уборщицей, сестра еще студентка. Отец не работает, забирает у матери часть зарплаты. Бывало, отец и у нее зарплату отнимал, угрожал, что изобьет мать. Анушик вынужденно отдавала заработанные деньги отцу. «Деньги отец пропивает. Мать говорит, жалко его, больной человек. Мать всегда оправдывает отца, говорит, хотел, чтобы ему сына родила, поэтому не может простить. После рождения сестры мою мать прооперировали, она больше не смогла иметь детей. После этого он начал пить и бить нас».
Приблизительно год назад отец Анушик снова пришел домой пьяным, применил силу по отношению к матери. В поздний час, когда все легли спать, Анушик убежала из дома, неделю жила на съемной квартире у подруги: «Бедная мать очень просила вернуться, а когда я вернулась, соседи говорили, что нормальная девушке не может уйти из дома. Один из соседей даже предположил, что у меня появился кто-то. Мою мать мучали подобные разговоры, поэтому я вернулась»,- рассказывает девушка.
В жизни Анушик произошли изменения, она начала по-другому относится к насилию со стороны отца и других людей, когда, по ее словам, открыла для себя бога Иегову. Уже три года, как Анушик не посещает Армянскую апостольскую церковь, она – член религиозной организации «Свидетели Иеговы». Говорит, с ними чувствует себя спокойнее.
Но это стало очередной причиной, чтобы отец начал преследовать дочь. «У нас на работе тоже плохо относятся к моему новому увлечению, говорят «Свидетели Иеговы» это свидетели сатаны. Один из сотрудников нашего кафе даже изменил свою рабочую смену, чтобы не видеть меня. Мы ходим по домам, проповедуем нашу веру, но не все доброжелательны к нам. Бывает, даже грубят. Часто даже говорят, что нормальная девушка, армянка, не должна раздавать буклеты. А я отвечаю, что веду себя как нормальный человек»,- рассказывает Анушик.
Недавно у нашей собеседницы появился молодой человек, провожал ее домой, дарил цветы, говорил, что любит: «Говорил, что у него серьезные намерения, я была очень счастлива. Но когда он узнал что я «свидетельница Иеговы», сказал: или он, или мое вероисповедание. Не знаю, откуда он узнал, что мой отец часто выпивает. Я объяснила, что мои сестры и братья по вероисповеданию стали мне семьей, они всегда рядом, помогают мне.
Он отказался принять меня такой, какая я есть, всегда говорил, что родители не разрешат ему жениться на свидетельнице Иеговы. Потом мы начали встречаться реже, потом вообще пропал, не отвечал на мои звонки. А однажды сказал, чтобы я больше не звонила и исчез из моей жизни. Сначала я очень грустила, часто плакала, сейчас уже не так. Трудно жить, когда тебя все время упрекают за работу, вероисповедание, даже то, что ты девушка. Но я верю: придет день и мир изменится, изменятся люди, мой отец тоже. Больше всего хочу, чтобы мой отец не обижал мать и сестру. Думаю, благодаря моим молитвам он их меньше бьет, успокоился немного».
P.S. Материал подготовлен в рамках Группы быстрого реагирования общественной организации «Общество без насилия».
Газета «Аравот»