Лента новостей
Новости дня

«Наш кредитный портфель можно назвать «портфелем потребительских кредитов»

13 июля,2015 19:05

Экономист Вилен Хачатрян считает неправильным то, что в нашем кредитном портфеле не столь велик удельный вес строительных кредитов, придающих стимул производству, сельскому хозяйству и экономике.

После валютного кризиса в нашей стране в конце декабря прошлого года и в начале января этого года банки Армении на протяжении месяцев, можно сказать, вошли в закрытый режим. Ряд банков прекратил кредитование, а те редкие банки, которые предоставляли кредиты, работали с большой процентной ставкой и на доллары. Такая ситуация в банках Армении сложилась тогда, когда обесценился национальный драм, и резко возрос курс доллара, один доллар стоил уже не 410, а примерно 500 драмов.

Последние один-два месяца некоторые банки вновь начали выдавать кредиты, но процентные ставки уже не прежние. После валютного кризиса они несколько подняли процентные ставки, что в беседе с нами подтвердил и экономист Вилен Хачатрян.

В ответ на вопрос «Аравот», господин Хачатрян сказал, что за валютными кризисами обычно следует банковский кризис: «Наши банки оказались перед таким риском и начали в какой-то период, так сказать, пересматривать свою политику, чтобы понять, что ожидается в экономике, чтобы затем начать выдавать кредиты. Но, тем не менее, это привело к прекращению процесса кредитования».

Согласно экономисту, по данным первого триместра кредитование снизилось примерно на 95-100 миллиардов, составив 12 триллионов 90 миллиардов драмов. Согласно господину Хачатряну, в кредитном портфеле, представленном нашими банками, 1,3 триллиона составляют валютные кредиты: «То есть, мы даем кредиты на доллары, евро, но кредиты на драмы не составляют большую часть. Процентная ставка для кредита в драмах высокая, и люди предпочитают брать долларовые кредиты с малой процентной ставкой. И разница в процентных ставках, существующая между этими долларовыми-драмовыми кредитами, заставила, чтобы наша банковская система долларизовалась. Правда, процентные ставки этих кредитов маленькие, но долларовые кредиты для экономики нашей страны негативны. Когда у нас был обесцененный драм, люди зарплату получали в драмах, большая часть их дохода не в долларах, но кредит они взяли за доллары, и большая часть их денег уходит на погашение кредитов».

По словам Вилена Хачатряна, банки Армении не последовали примеру российских банков, и не пошли на тот шаг, чтобы превратить долларовые кредиты в драмовые, как это сделала Россия: «Россия большую часть своих долларовых кредитов поменяла на кредиты за рубли, облегчив долларовую нагрузку, потому что это налагало дополнительную тяжесть на доллар. Люди хотят покупать доллар, из-за чего обесценивается рубль, то есть, подобные проблемы возникают, когда увеличивается спрос на доллар. Наша банковская система спрос на доллар, как таковой,  не сократила, сохранила. Могла бы так поступить, с некоторыми потерями, но и система оздоровилась бы».

Вилен Хачатрян сравнивает банковскую систему с больным человеком, которого можно было бы вылечить несколькими, хоть и болезненными, инъекциями. «Предпочли, чтобы больной постепенно ослабел или сам вылечился бы, или не вылечился – это вопрос, но эта инъекция, так сказать, вмешательство не осуществили, то есть, не выбрали механизм лечения больного болезненным вариантом, предпочли оставить больного наедине с самим собой: пусть сам вылечится, как сможет».

По словам экономиста, наша банковская система стала жертвой своей же политики: «Говорим: стабильны, но дают кредиты за 18-20%, устанавливают среднюю процентную ставку, конечно, низко, но средняя процентная ставка устанавливается для больших сумм, а маленькие суммы предоставляются за более высокие процентные ставки. Сейчас банки не выдают кредиты на большие суммы, предпочитают 100 людям дать кредит на 1000 долларов, чем одному человеку на 100 тысяч долларов, так как последнее более рисково, кредитная ставка 100 тысяч долларов более низкая и так далее.

А потребительские кредиты составляют около 450 миллиардов нашего кредитного портфеля, то есть около 25 процентов нашего кредитного портфеля составляют потребительские кредиты, а потребительскими кредитами обслуживается только торговля импортированными товарами. Люди покупают телефоны, компьютеры, холодильники, следовательно, получается, что с помощью наших потребительских кредитов мы стимулируем всего лишь наш импорт. Для реализации импортируемого товара мы развиваем рынок наших потребительских кредитов. А удельный вес строительных кредитов, придающих стимул нашей экономике, производству и сельскому хозяйству не столь уж и велик».

По словам Вилена Хачатряна, нашему кредитному портфелю «можно дать классическое название – портфель потребительских кредитов».

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать