Фотограф Овсеп Назарян в этом году приехал в Армению 24 апреля. «Если бы я не приехал 24 апреля, я бы не смог простить себе, что к столетию даты я не у себя на Родине», – говорит он. Он вновь в Армении, успел побывать и в Арцахе. Овсеп Назарян рассказывает, что родился в Бейруте, затем переехал в Норвегию, женился на норвежке, у него сын по имени Шант. В детстве увлекался графическими рисунками, а в тринадцать лет сделал первое фото – свадебное. Со смехом вспоминает, что фото венчания сделал с помощью маленького фотоаппарата, и с этого дня решил заниматься фотографированием.
«В Ливане во время войны трудно было найти фотоаппарат и заниматься фотографированием. Хотя я работал с большими, театральными группами. Чтобы обеспечить заработок, приходилось фотографировать крестины, свадьбы. Спрос на фотографов был особенно большим среди мусульманских семей», – вспоминает он.
По его словам, атмосфера и менталитет в Ливане отличаются: «Я бы работал для театра, для ливанца неважно, кто является фотографом театра. Я в Ливане не чувствовал себя дома. Не чувствовал свободным. Всегда считал, что у меня европейское мышление, а не восточное». А сегодня у Овсепа в Норвегии есть своя студия «Про-Файл», которая считается одной из лучших. Он рассказывает, что все, чего он добился, результат собственных поисков. Он участвовал в первом всемирном форуме фотографов в Лондоне в 2006 году. Был удостоен ряда призов: в 2008 году номинировался на международную премию. Считался одним из сильнейших среди 6000 фотографов.
Читайте также
На вопрос, почему была выбрана «тема свадеб» он ответил, что фотографирование свадеб или венчания не столь простое дело, как кажется: «Я понимаю это так – если нет искусства, не имеет смысла фотографировать на такие темы».
Фотографии Овсепа Назаряна, безымянные, в основном он фотографирует портреты, и предпочитает передать внутренний мир человека с помощью его портретного фото: «Армянские виды мне интересны, потому что я армянин». Посмотрев некоторые фотографии, я подумала: неужели это не фотошоп, и не работал ли мой собеседник с несколькими фотокамерами? «Камера не знает о наших задумках. Один взгляд, и фото готово», – говорит он.
Из фотографов Армении он был лично знаком с Германом Авакяном, из любимых упоминает Ерванда Заназаняна из Австралии. Из фотографий Армении на меня особое впечатление оставила одна из двух фотографий – «Севанский орел», которая представлена ниже, и «Хор Вирап», словно третья вершина на фоне Малого и Большого Арарата.
Во время шахматной олимпиады фотограф встретился с послом Армении в Дании. «Познакомились. Посол спросил, почему после возвращения из Армении я не организую выставку в Норвегии, чтобы познакомить с нашей культурой, нашими церквями. Идея была хорошая. Когда я поехал в Венецию, уже намеревался… Директор самого большого фотоклуба нашего города попросил, чтобы я показал фотографии Армении, если можно. Посмотрел. Возможно, в мае будущего года вместе со мной в Армению приедут 8-10 фотографов, чтобы мы представили Армению».
P.S. После встречи с фотографом я побоялась даже сфотографировать его, ведь у всех нас есть фотоаппараты, но как мы фотографируем? «Ничего, мир изменился, техника. К счастью, все заняты фотографированием, захотят сохранить память, повсюду, каждую минуту, не находят другого, фотографируют сами себя. Фотографировать любят все, и этим все сказано. К сожалению, мало качества, нет искусства. Сегодняшние фотографии не печатаются, все заняты фейсбуком. Завтра, если фейсбук закроет твой аккаунт, все фотографии исчезнут. У меня есть знакомые, имеющие тысячи фотографий, и не знают, где они, потому что были «брошены» на ветер», – говорит он.