Аргентинский актер, журналист и кинодеятель Джек Погосян недавно находился в Ереване в связи с кинофестивалем «Золотой абрикос». В эти дни он вновь на родине вместе с 14 выпускниками армянской школы Сурб Григор Лусаворич Буэнос-Айреса. «Очень трудно сказать, что испытываешь, когда впервые приезжаешь в Армению. Одно дело, когда мы в Аргентине говорим и слушаем об Армении, другое дело, когда видишь Армению, чувствуешь ее дух, слышишь живую армянскую речь», – говорит Джек.
Он сообщил, что по окончании школы Сурб Григор Лусаворч Буэнос-Айреса выпускники традиционно приезжают в Армению. «Некоторые из них расчувствовались и на глазах у них навернулись слезы, потому что наконец-таки исполнилась их мечта. Мы побывали в Гарни, Гегарде, Ошакане, Аштараке, Хор Вирапе, Нораванке, Цицернакаберде, Каскаде, Матенадаране. Мы намерены посетить и «Тумо», где в свое время я представил уругвайское и аргентинское кино», – сообщил наш собеседник.
У него есть планы и на будущий год, он новь представит уругвайское кино, потому что армянскому зрителю, по его впечатлению, они понравились. Готовит программу – Борхес и Кортасар в кино. Говорит, что снимать фильм о Борхесе сложно, Борхес глубок, каждое его слово имеет смысл, Борхес капризный, и «представить» его нелегко. Лично ему не нравятся те фильмы, которые созданы на основе произведений Борхеса или по его биографии. С другой стороны, он считает, что каждый кинорежиссер хотел бы снять фильм о Борхесе, но Борхес не каждому по силам.
Джек Погосян намерен снять фильм о Борхесе на основе одного из его произведений, причем он считает, что он должен быть черно-белым и немым. Он считает, что потрудиться придется много, чтобы представить языком кино одного из виднейших писателей, аргентинского прозаика, эссеиста, поэта Хорхе Луиса Борхеса.
Сейчас Джек Погосян пишет сценарий, считает, что он будет отличаться от других «борхесовских» фильмов, говорит, что не будет отклоняться от оригинала. Фильм будет коротким, короткометражным, на 13-14 минут, но с глубоким содержанием.
Джек увлекался Борхесом со школьных лет, и в свое время его учитель, видя такое стремление, увлеченность до поклонения произведениями Борхеса, познакомил его с писателем. Они беседовали обо всем, вплоть до армянской кухни. Джек рассказывает: «Я тогда плохо знал секреты армянской кухни, но рассказал обо всем, что мне рассказывала бабушка. В конце встречи Борхес прочитал «Отче наш», а с половины продолжил я. Борхес улыбнулся, затем сказал, что после этого каждый четверг в 14.00 мы можем встречать на полчаса.
Я был счастлив, во время этих встреч мы говорили о литературе, о жизни. Эти 30-35 минут я как будто находился на другой планете. Борхес был одним из самых продвинутых людей XX века, с ним было очень интересно. Он не любил давать советы, говорил, что все очень индивидуально, единственное, что может сказать, это много читать. Говорил – прежде всего я люблю читать, ты тоже много читай…».
Как-то Джек Погосян из книжного магазина покупает новую книгу Борхеса, читает, чтобы во время встречи было о чем говорить. Во время встречи Борхес просит прочитать какое-нибудь произведение, Джек читает, спустя некоторое время писатель останавливает его, сказав, что эту мысль можно сформулировать иначе, говорит: давай отредактируем.
«Я был поражен, я должен был вместе с Борхесом редактировать созданное этим великом человеком. Спустя годы, когда книга снова увидела свет, эта строка уже была изменена – в результате нашего совместного редактирования. Это самая памятная минута в моей жизни. После смерти Борхеса я встретился с его женой, Марией Кодамой. У нас была долгая беседа. Я намерен снова встретиться с ней, чтобы урегулировать правовые вопросы, связанные с фильмом, поскольку Мария Кодама руководит международным фондом имени Борхеса и является правопреемником его литературного наследия», – сообщил наш соотечественник.