В 1988 году у нас были светоносные члены АОД и негодяи-коммунисты, в первой половине 90-х годов лучезарными стали дашнакцаканы и члены Народно-демократической партии, а негодяями члены АОД. В начале 2000-х годов появились лучезарные гегамяновцы и демирчяновцы и негодяи-кочаряновцы. Теперь возникли лучезарные члены АНК (или сторонники фронта «Нет») и негодяи-сержевцы. Рядом с негодяями всегда находили место продажные интеллигенты, а часто также и «карманные партии». В нынешнем случае «нет» реформам Конституции говорят лучезарные граждане, а «да» – негодяи.
Я не знаю, может такова логика политической борьбы, что в каждый момент требуются уточнения: свои-чужие, наши-ваши, черные и белые. Причем, белым является «народ», в виде земной «эманацией» которого предстают лучезарные партии, а все остальные являются воплощением зла. Рядом с носителями такой «фронтовой» психологии, вероятно должны найтись «неполитические» люди, которые попытаются не вписываться в подобную примитивную схему, и помимо созерцания этой нескончаемой борьбы «добра и зла» пробуют найти другие оттенки.
Лично мне кажется, что в первую очередь к подобному конфликту стремится наше мелкое «эго», которому нужен антагонизм «Я – не Я», где необходимо победить, повергнуть, доказать собственную «правоту». Затем, я думаю, нельзя связывать людей в «узелки» и пренебрегать их индивидуальными отличиями. Помните, как в фильме «Кин-дза-дза» жители неизвестной планете имели приборчик, при помощи которого определяли «цвет» человека и, следовательно, его место в обществе.
Наконец, разделять людей на фронты и сводить их в лобовом столкновении, имеет также практические негативные последствия. Если вы швыряете человеку в лицо, что он продался, прислужник режима, словом, из лагеря негодяев, то вполне возможно, что он оскорбится и не пожелает когда-либо иметь с вами дело. И когда возникнет необходимость для реализации совместных проектов, он не захочет этого делать. Переходить от модели противостояния к модели сотрудничества в данном случае довольно сложно.
Читайте также
… Владимир Набоков в одном из своих романов так описал человека, который рассуждал о мировой политике: «Мир, создаваемый им, получался каким-то собранием ограниченных, безъюморных, безликих, отвлеченных драчунов, и чем больше он находил в их взаимных действиях ума, хитрости, предусмотрительности, тем становился этот мир глупее, пошлее и проще». Таков мир, созданный политиками.