Если человек что-то говорит, чему следует придавать важность? Тому, правда это или ложь, или имеет значение также и то, кто и для чего говорит это? Общего ответа для всех случаев нет.
Предположим, Ильхам Алиев говорит, что в Армении нарушаются права человека. Это стопроцентная правда. Однако логика подсказывает, что необходимо учитывать, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, это говорит лидер диктаторской (по-настоящему диктаторской) страны. Во-вторых, этот руководитель открыто угрожает уничтожить наше государство и сделать так, чтобы в этом регионе армян не существовало вообще.
Таким образом, абстрагироваться от личности говорящего в данном случае невозможно. Но такие оговорки следует делать, по-видимому, в том случае, когда автор суждений посылает четкие и недвусмысленные сигналы о своих целях. Например, и слова, и действия главы Азербайджана не оставляют сомнений в его намерениях.
Другой вопрос, когда ты пытаешься угадать намерения человека, те намерения, о которых он не заявляет. Классический пример этого – тот же вопрос прав человека. Если в Армении кто-то говорит об этом, то правильно ли навешивать на него ярлык «прозападника» и сразу же углубляться в тему «гомосексуальной Европы» и зоофильмов? Это весьма легкий путь. Предположим, правозащитник говорит о случаях насилия над людьми в полицейских «участках», и в качестве «достойного контрудара» этому заявляется, что говорящий – грантоед, и его цель – оправдать полученные от Запада гранты. В данном случае это обстоятельство, если даже это правда, вторично в сравнении с зафиксированным фактом, Факты или соответствуют действительности, или не соответствуют. Неадекватен также контрдовод в советском стиле – «а у вас преследуют чернокожих».
Читайте также
То же самое, конечно, верно и для «противной стороны». Если кто-то, например, говорит, что доля вины за судьбу сотен тысяч беженцев Ближнего Востока лежит и на Западе, в частности, США, то не самым лучшим ответом будет говорить, что выражающий подобное мнение выполняет заказ посольства России в Армении, или его мозги промыты пропагандой российских телекомпаний. Желательней обсудить это утверждение по существу.
Словом, бывают случаи, когда личность выражающего мнение и его намерения имеют значение, а есть случаи, когда не имеют.