Заместитель председателя НС РА, руководитель делегации Армении в ПАСЕ Эрмине Нагдалян парирует критику
– Вчера во время обсуждений в Комиссии НС по внешним отношениям депутат-республиканец Гамлет Арутюнян предложил изменить состав армянской делегации в ПАСЕ, имея в виду то, что делегация провалила миссию, не решив вопрос, связанный с принятой в Комиссии ПАСЕ по политическим вопросам резолюцией «Эскалация насилия в НКР и других оккупированных территориях Азербайджана». Фактически, Ваши соратники по партии тоже недовольны вашей работой, так как Гамлет Арутюнян сказал буквально следующее: «Если команда проигрывает, значит, надо менять тренера, сменить членов команды». Однако он воздержался называть имена.
– И я, и преобладающая часть членов делегации неоднократно говорили, я и сейчас готова это повторить, что мы готовы возложить эту ответственность на кого-то другого, кто считает, что может работать более эффективно, возьмет это дело на себя и добьется успеха. Это для нас не должность, и не положение, это поручение и ответственность. В действительности процессы очень серьезные и важные, и абсолютно недопустимо, чтобы это превращалось с чьей-то стороны в борьбу за должность или какую-то иную возможность. Это на самом деле ответственная работа.
Армянская делегация в ПАСЕ, начиная с половины 2014 года, после присоединения Крыма и последовавший за этим приостановке полномочий России в ПАСЕ, работает в условиях широкомасштабной антиармянской кампании, и в сотрудничестве и при поддержке МИД предпринимает все возможное для нейтрализации опасностей. И хотя условия крайне не равные, нам до сегодняшнего дня все же удавалось решать проблемы.
Читайте также
Что касается предложений о смене состава делегации, то скажу, что делегации ПАСЕ формируются в соответствии с Уставом ПАСЕ и с учетом структуры национальных парламентов. То есть, число представителей РПА и оппозиции в составе нашей делегации должно соответствовать структуре парламента: пять человек от правящей партии и трое от оппозиции. Реально же делегация сформирована из 3 депутатов фракции РПА и 5 оппозиционных депутатов. Так что, если хотите получить разъяснения, спросите у коллег, работу каких членов делегации и представителей каких фракций они считают неудовлетворительной в вопросе представления наших национально-государственных интересов в ПАСЕ.
Для меня, как для руководителя делегации, конечно, есть проблемы, какие бывают порой в парламентских делегациях, так как делегация не функционирует по принципу вертикального подчинения. Решения главы делегации не распространяются на всех членов делегации – для обязательного выполнения. Члены делегации представляют отдельные партии и часто имеют свою партийную повестку или отдельные политические или личные вопросы и взгляды. В этом смысле вторая, так сказать, задача руководителя делегации выступать сплоченно и с единых позиций хотя бы в тех случаях, когда вопросы касаются национально-государственных интересов, потому что делегация Армении очень малочисленна. У нас для голосования имеется всего 4 голоса, и еще четыре делегата, которые могут вести работу. Каждое пленарное заседание длится 4, 5 дней, имеют место заседания разных комиссий, политических групп, выступления, интерпелляции, и все это должно сопровождаться работой с делегациями отдельных стран или депутатами – для представления наших проблем, разъяснения и формирования для нас выгодной ситуации, а также нейтрализации негативных инициатив.
– Не считаете ли Вы, что в состав делегации могут быть включены такие депутаты, как тот же бывший министр ИД Вардан Осканян от ППА, бывший министр ИД, член «Наследия» Александр Арзуманян, Теван Погосян, которые с помощью своих личных связей могут обеспечить более эффективную работу?
– Я думаю, что такой разговор не очень корректен, так как каждая фракция сама решает и выдвигает свое предложение. Это вопрос самих фракций. Если оппозиционные фракции желают изменить свой состав, должны договориться между собой. Что касается представителей политического большинства, то существует фракции РПА, есть председатель парламента и руководство партии, и в этом смысле вопрос о составе проходит довольно долгий путь обсуждений. В этой работе на самом деле очень важны личные качества, политический опыт, кругозор, ответственность, знание языков, знание работы международных структур, личные связи и отношения, умение создавать их. Все это создается не в один день и важно, чтобы члены делегации соответствовали этим критериями, и опыт, накопленный делегацией в течение времени, передавался.
– Посол президента РА по особым поручения в 1992-1995 гг. Давид Шахназарян предлагает создать специальную группу, называет имена, кто может быть включен в нее, чтобы в результате комплексной, активной и эффективной работы на январской сессии ПАСЕ было предотвращено принятие спорного доклада с такими формулировками.
– Я очень внимательно изучила и проанализировала прозвучавшие в эти дни в прессе мнения и подходы и Давида Шахназаряна, и других. У меня нет болезненного представления о том, что я или другой член делегации идеальны, не могут иметь недостатков и подвергаться критике. Я особенно внимательно изучила те публикации, в которых были профессиональные, ценные подходы, и могу сказать, что большая часть предлагаемых в них шагов выполнены или выполняются. Я абсолютно не против создания рабочей группы или другой возможности и тем самым приносить этому процессу пользу. Но как непосредственно выполняющий работу и долгие годы работающий в ПАСЕ человек, зная членов делегации, как людей с многолетним опытом, степенью информированности и подготовленности, говоря о работе, проведенной основной частью делегации, я могу также с уверенностью сказать, что они действительно знают свое дело и сделали, что смогли.