Как можно увидеть во всем проявление совершенства?
В повести германского писателя Германа Гессе «Сиддхартха» (1921) главный герой вначале ведет присущую сыну брахмана благочестивую и обеспеченную жизнь, затем отправляется в лес, к саманам (отшельникам) и становится одним из них. В этом «статусе» Сиддхартха встречается с Буддой, но в итоге не хочет присоединяться к нему, пытается найти свой, особенный путь, отправляется в город, живет светской жизнью, становится богатым, но бежит и оттуда. В конце концов, герой повести (притчи) оказывается у одной реки и решает, что его духовные и материальные устремления должны ограничиться перевозкой людей с одного берега реки на другой.
В конце произведения Сиддхартха встречает своего друга, который стал буддийским монахом, и говорит ему: «Ну вот и учение, над чем ты станешь смеяться: ЛЮБОВЬ. Любовь, о Говинда (имя его друга, — А.А.), кажется мне важнее всего на свете. Видеть мир насквозь, объяснять его, презирать его,– может быть, достойно великого мыслителя. Для меня же единственный смысл в том, чтобы уметь любить этот мир, не презирать его, не ненавидеть его и себя, но уметь смотреть на мир, и на себя, и на все существа с любовью, и восхищением, и почтением».
Мне кажется, что для такого подхода к жизни необходимо отрешиться от условности своего «я». Это значит, что человек перестает быть пленником своих представлений о себе. «Я сын брахмана», «я отшельник», «я буддист», «я купец», и даже, «я лодочник». Человек отрывается от всего своего, понимая, что как бы он ни назвал себя, он больше этого. Каких бы ни было у него удовлетворенных или неудовлетворенных желаний, грехов, гнева, ревности, страсти, каких бы у него ни было планов на будущее, все равно, это вновь «не равняется» сути данного человека. А эта суть божественна. Вот что предлагает любить Сиддхартха в себе и в других, во всех.
Читайте также
Но речь не только о людях, но и любом одушевленном и неодушевленном предмете, любой ситуации. Как в физическом и духовном плане можно увидеть в самом некрасивом человеке космическое совершенство, точно так то же самое можно увидеть и в любом живом существе, любом неодушевленном предмете, а также в любой ситуации. Все зависит не от того, хороши они или плохи, а от того, как мы смотрим на них: с любовью, или осуждением, завистью и ненавистью?
Некоторые из читателей, прочитав этот мой цикл «Искусство становления», пытаются увидеть здесь намеки относительно нынешней «политической обстановки» и делают комментарии, исходя из их восприятия ситуации. Этот цикл не о «политической обстановке», «ситуация» меняется каждый день: сегодня люди ругают друг друга, завтра мирятся, однако во всем этом вновь можно увидеть проявление высшего совершенства. Если хотите – урок, чтобы эти ссоры и примирения не стали критерием. А не наша ежедневная суета. И не наши суждения, оценки, страсти, которые мы часто не умеем признавать за собой. Все это мелкие темы, о которых мы не можем не думать. Но к ним надо подходить, мягко говоря, с большой оговоркой.
В конце приведу еще одну цитату, из книги другого европейца на индийские темы. Эту книгу читали все, тем более видели прекрасные мультфильмы советского времени. Маугли попадает в древний, заброшенный людьми храм, где собраны короны, браслеты, золото, бриллианты и так далее. «Для чего все это нужно? – спрашивает Маугли, – неужели все это можно съесть?». И уходит оттуда, взяв с собой только «железный зуб» (кинжал).
Газета «Аравот»