«Политика – это не истерика. Это математика». К такому заключению пришел один из публицистов, проживающий в Украине, Виталий Портников, комментируя конфликт между Саакашвили и Аваковым. Поводом для ссоры между губернатором Одесской области Украины и министром внутренних дел той же страны послужило то, что министр спросил у губернатора, как тот намеревается приватизировать один из крупнейших заводов Одессы? Бывший президент Грузии ответил: «Коррупционер ты, а я честный парень». И за этим последовал спор, присущий горячим представителям двух южнокавказских народов.
Постараюсь не выносить суждений о том, кто прав, или кто виноват в этом споре, для этого надо лучше знать украинские реалии. Но хочу вернуться к той мысли Портникова, что политика – это не истерика, она не может состоять только из популизма, высокопарных заявлений, риторических приемов, или, тем более, только из истерических выкриков. Может быть, это составная часть политики, но никогда не вся политика. Почти во всем мире политика осуществляется не столько через шоу, бичующие фразы и разоблачения, сколько через невидимую для общественности повседневную работу, и почему нет, путем переговоров и соглашений. Есть страны, где вообще нет публичной политики. Азербайджан вам в пример. В некоторых странах политика по большей части публичная. А в Украине, как и в Армении, используется «гибридный» вариант.
Значительная часть политики осуществляется вдали от взоров общественности: дебаты, выборы и референдумы не играют особенно роли, проблема решается до этого, а «официальные мероприятия» только закрепляют ситуацию. Именно в этом случае и поднимается истерический шум, как следствие отсутствия свободной конкуренции. Другой вопрос, что коэффициент полезного действия этого шума равен нулю. Можно стоять, сидеть или даже лечь на трибуну парламента. Можно взять «десятку» гвоздь и нацарапать на этой трибуне ругательство. Такой поступок может удостоиться похвалы нескольких сот или тысяч человек. Но все равно это не приблизит крах режима.
… Кстати, к сведению депутата-республиканца, цитирующего Нарекаци с трибуны Национального собрания РА. Великий поэт и философ, приводя горькие слова, никого не винил и не оскорблял. Говоря «ты», он обращался сам к себе.