Отставка омбудсмена – не решение вопроса
Разъяснения о причинах отставки бывшего Защитника прав человека Армении Карена Андреасяна не удовлетворили общественность. Они так и остались невыясненными для общества. В беседе с «Аравот» председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян отметил, что уход без объяснения проблем не является решением вопроса. По мнению господина Навасардяна, это не тот случай, когда надо самостоятельно делать выводы об отставке: «Омбудсмен лицо публичное, и именно от него мы в первую очередь должны получить разъяснения, а не догадываться самостоятельно».
На наш вопрос, в чем причина, что в Армении вроде формируется плохая традиция, когда все защитники прав человека уходят из-за столкновения или разногласий с властями, господин Навасардян ответил: «Те люди, которые работают в направлении защиты прав человека и углубления демократии, сталкиваются с серьезными проблемами, запретами и трудностями. Но что будет, если все будут подавать в отставку? Даже если возникают непреодолимые проблемы, то привлечение общественного мнения, внимания к ним тоже очень важно».
Господин Навасардян надеется, что Карен Андреасян еще коснется истинных причин своей отставки, чтобы сформировалось ясное представление и том, что мешало ему работать. Отметим, что Карен Андреасян 19-го января на своей странице в Фейсбуке опубликовал заявление, в котором, в частности, отметил: «Если бы в 2016-ом году Омбудсменом остался именно я, то этот важнейший институт не был бы уже столь эффективным, каким стал благодаря усилиям, приложенным на протяжении долгих лет. Представляю тех злословящих, которые после этих строк с еще большим ожесточением начнут охаивать проделанную нами ранее работу, но буду надеяться, что они попытаются зарабатывать себе на хлеб насущный также и другим путем».
Читайте также
По мнению Бориса Навасардяна, данное заявление пока что мало чего объясняет: «Если человек вступает в общественные отношения и играет в них определенную роль, это уже большая ответственность, и она предполагает, что если ты покидаешь эту должность, то должен сообщить обществу об истинных причинах ухода». Для Бориса Навасардяна уход Карена Андреасяна без объяснений неприемлем: «Общественное лицо должно представить обществу объяснение по любому своему резкому шагу. Если это не делается, значит, он не выполняет и свой гражданский долг. Надеюсь, что объяснение еще последует».
Некоторые эксперты причину отставки Карена Андреасяна видят в принятии новой Конституции. Например, руководитель Армянского института по международным вопросам и безопасности Степан Сафарян высказал такое мнение: «Даже из его комментариев заметно, что речь идет о проблемах, которые возникнут для этого института при новой Конституции».
Председатель Хельсинкской ассамблеи Армении Аветик Ишханян не считает, что основной причиной отставки Омбудсмена является новая Конституция. В беседе с нами он передал: «Могу видеть следующее, что вообще институт защиты прав человека должен иметь тот авторитет, чтобы поднятые им вопросы решались со стороны власти».
На наш вопрос, в чем причина, что в нашей стране омбудсмены всегда уходят в результате столкновения с властями, господин Ишханян ответил: «Причина в том, что каждый раз власти думают назначить такого своего человека, который не был бы для них головной болью. Армения не авторитарная страна, и в любом случае общественное мнение играет здесь большую роль. Если Защитник прав человека поднимает даже мягкие вопросы, связанные с правами человека, властям совершенно не нравится и это тоже, и следует жесткая реакция на любую критику. В их психологии и мышлении нет вопроса защиты прав человека».
Как считает Аветик Ишханян, у любого омбудсмена в Армении есть два пути: или приспособиться к властям и не критиковать их, как это происходит в авторитарных странах – Азербайджане, Центральной Азии, и тогда он будет дискредитирован в глазах общественности, или поднять голос в защиту прав человека, став в таком случае нежелательным лицом для властей. Согласно господину Ишханяну, в РА это основная проблема в сфере прав человека. Исходя из этой точки зрения, господин Ишханян считает, что было бы правильным назвать этот институт «Институтом Сизифа».
Среди вероятных кандидатов на пост Защитника прав человека упоминается и имя Аветика Ишханяна. Мы спросили, видит ли он себя на этой должности, на что господин Ишханян ответил: «Исключаю выдвижение моей кандидатуры, и без комментариев».
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
21.01.2016