Новый год мы начали с новой Конституцией, но наличие новой Конституции существенным образом все еще не ощущается. Пока что не ощущается, но в ближайшее время почувствуется. И еще как почувствуется! Существование новой Конституции особенно почувствуют политики и в особенности оппозиционные деятели, и особенно в связи с избирательными процессами.
Мы говорили и будем повторять, что стопроцентные пропорциональные выборы, которые на протяжении лет являлись мечтой оппозиции, преподнесут неожиданности именно оппозиции, и если в прошлом некоторые ярко проявившие себя оппозиционеры могли иметь некоторые надежды быть избранными в депутаты по мажоритарному принципу, то сейчас, фактически, они лишаются и этой возможности. Мы выступали с некоторыми предположениями и прогнозами и до конституционных поправок, но сейчас еще более реально представив грядущие предвыборные ситуации, которые могут возникнуть, мы все более и более ясно представляем те сложности, которые возникнут в случае со стопроцентной пропорциональной системой.
Хотим мы того, или не хотим, нам следует признать, что стопроцентные пропорциональные выборы явно уменьшают роль и значение личности в политических и избирательных процессах, приравнивая их почти к нулю. До этого было принято думать и считать, что мажоритарный вариант выборов был выгоден олигархам, провластным лицам и, конечно же, фальсификаторам выборов, которые, расходуя большие суммы и пользуясь рычагами власти, ухитрялись становиться владельцами мандатов. Но вместе с этим, в течение этой четверти века истории нашей независимости депутатами по мажоритарному принципу стало и некоторое число оппозиционных и независимых деятелей (Аршак Садоян, Эдмон Марукян и другие), которые развернули в парламенте довольно активную деятельность.
По какому варианту может быть избран депутатом сейчас, при новой Конституции, скажем, тот же Аршак Садоян, сказать затрудняюсь. Единственный путь, наверное, вступление в какой-либо блок – властный или оппозиционный. В списке партии власти Садоян вряд ли найдет место, потому что там все места очень заняты. А в ближайшее время будут заняты еще больше. Что касается оппозиционных блоков, то и там «конкурс» будет крайне велик, и Садоян вряд ли найдет там место, так как сейчас есть более свежие и молодые оппозиционеры, с которыми Садоян вряд ли выдержит конкуренцию.
Читайте также
Но что нам до забот Садояна и тем более печалей других более молодых и жизнестойких оппозиционеров (Постанджян, Пашинян и другие). Я не говорю уж о самых молодых внепарламентских оппозиционерах, от чьих проблем мы не только далеки, но это они взвалили на себя наши заботы – благодаря их принципиальной борьбе, прежде всего, не изменился тариф на транспорт, затем они упорно боролись в плане тарифа на электричество.
Было бы естественным и логичным, чтобы в будущем парламенте своих представителей имело новое поколение оппозиционеров. Затрудняюсь сказать, каким путем они должны становиться депутатами в случае стопроцентных пропорциональных выборов. Естественно, должны будут или создать партию, или включиться в списки уже существующих партий или блоков. В любом случае, в этом направлении следует думать уже с этого момента, потому что времени осталось не особо много. И мы тоже должны подумать об этом, потому что существование свежей и жизнеспособной оппозиции в Национальном Собрании желательно и необходимо для всех нас.
Воскан ЕРЕВАНЦИ
Газета «Аравот»
23.01.2016