Интервью с экспертом Армянского центра демократии, безопасности и развития Мартой Айвазян
– 16 января – День имплементации, считается «исторической» датой для Ирана: часть санкций, введенных со стороны СБ ООН, США и Евросоюза по отношению к Ирану, были сняты. Сейчас Исламская Республика подписывает впечатляющие контракты с западными странами, на днях Иран и Китай провели переговоры. Какие возможности возвращение Ирана на международную политическую арену открывает для Армении?
– 16-ое января – историческая дата и долгожданный день не только для Ирана, но и для всех участников международный отношений. Это событие является началом геополитических изменений, оно будет иметь колоссальные последствия как для экономического и политического развития нашего региона, так и для присутствия и распределения влияния внешних сил в нашем непосредственном окружении. Достаточно лишь обратить внимание на объем и содержание следующих друг за другом визитов президента страны с уникальной историей государственности, прочными основополагающими религиозной идеологии и глубокими традициями, уважение, которое оказывают ему во время этих визитов, и станет ясно значение и важность произошедшего. Иран попытается вернуть свое место на международной политической и экономической арене и в первую очередь, на всемирном рынке энергоносителей, что произойдет за счет других производителей нефти и газа. Только замороженные в результате санкций финансовые активы, к которым экономика Ирана уже получила доступ, по разным оценкам составляют от 30 до 60 млрд. долларов. Если учесть еще и международные контракты на сотни миллиардов долларов, которые уже подписаны или будут подписаны с Ираном, обеспечение огромных финансовых ресурсов и поток западных технологий в Иран, то можно сказать, что в ближайшем будущем будет восстановлена былая экономическая мощь и, естественно, политический вес этой страны. В контексте этих событий, с одной стороны растет значимость Армении, как соседа и дружественной страны Ирана, с другой — для нас открываются новые перспективы и возможности, как в экономической и политической сферах, так и в государственном и в частном секторе, начиная с участия специалистов наших компаний в экономический процессах Ирана и заканчивая транзитом иранского газа через Армению, импортом дешевых энергоносителей. Было бы большой ошибкой в очередной раз пренебречь нашими интересами и не воспользоваться всем этим.
– Сейчас Иран уже совсем в ином статусе выступает с предложением о посредничестве в Карабахском урегулировании. Есть информация о том, что Армения может стать транзитной страной и для поставок иранского газа в Грузию. Как известно, Грузия ведет переговоры с «Газпромом». Сможет ли смириться Россия с новым статусом Ирана, не произойдет ли столкновения интересов России и Ирана в регионе?
Читайте также
– Интересы России и Ирана уже сталкиваются, и не только в нашем регионе. Это касается как процессов на мировом рынке энергоносителей, включая полноправное возвращение Ирана, так и стремительного роста влияния Исламской Республики в регионе, чему способствует также укрепляющееся сотрудничество Тегерана, как с Западом, так и азиатскими странами. Очевидно, что эти процессы приведут к значительному росту политического и экономического присутствия Запада в нашем регионе. И, несмотря на то, что все это противоречит интересам России, РФ будет вынуждена смириться как с ростом влияния Ирана, так и с изменениями в политической и экономической обстановке. Что касается возможного посредничества Ирана в Карабахском урегулировании, то при оценке этого вопроса необходимо принимать во внимание множетво факторов, в частности, тот факт, что Иран – региональная держава с колоссальным потенциалом и политическим рейтингом, страна, позиция которой во многих вопросах может иметь решающее значение, страна, являющаяся непосредственным соседом Армении и Азербайджана и, в отличие от России, страна, заинтересованая установлением мира и стабильности в регионе и вблизи своих границ. Именно это нужно и Армении, и этот вопрос приобретает большее значение в свете перспективы транзита иранского газа в Европу через Армению. Эти факторы дают возможность предположить, что вовлечение Ирана в процесс карабахского урегулирования может иметь положительное влияние. Что касается формата урегулирования, совмещения или координации посреднических усилий Тегерана и Минской Группы, то все в случае согласия всех вовлеченных сторон и существования политического решения этот вопрос можно решить без особых трудностей.
– Доклад британского депутата Роберта Уолтера в ПАСЕ провалился, тогда как доклад Милицы Маркович под названием «Население приграничных регионов Азербайджана намеренно лишают воды» был принят. Способствовала ли провалу инициативы Уолтера позиция Минской Группы ОБСЕ? Обсуждается также вопрос о том, как проголосовали депутаты из Грузии и Укранины, большинство из них поддержали Азербайджан. Могла ли Армения сделать так, чтобы депутаты из этих стран хотя бы воздержались при голосовании?
– Полагаю, позиция Минской Группы ОБСЕ повлияла, но не нужно забывать, что кроме Минской группы ОБСЕ ведется дипломатическая работа на уровне МИД. Что касается голосования, то сейчас Армения, будучи марионеткой России – вражеского государства для Грузии и Украины, во всех международных структурах голосует за представленные Россией антиукраинские и антигрузинские резолюции. Не нужно также забывать, что Грузия, Украина и Азербайджан являются членами ГУАМ, сотрудничая в рамках этой организации. Следовательно, мы можем надеятся, что Грузия и Украина будут голосовать по-другому только в том случае, когда основные направления нашей внешней политики будет пересмотрены и приведены в соответствие с интересами Армении. Тот факт, что интересы Армении и любого другого государства не предполагают обуславливание отношений с непосредственными соседями интересами третьих стран, обсуждению не подлежит. Но, к сожалению, Армения руководствуется обратным принципом.
– Международный суд в Гааге начинает расследование военных преступлений, имевших место во время российско-грузинского конфликта 2008-го года. Согласно решению трех членов суда, следственную группу, которая займется поисками доказательств ущемления прав гражданских лиц, будет руководить гамбийка Фату Бенсуда. Несколько дней назад внимание всего мира было приковано к делу бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Британское расследование указало на возможную причасноть властей России к смерти Литвиненко, заявив, что убийство, по всей вероятности, было совершено с одобрения президента России Владимира Путина. Какие последствия могут иметь эти процессы, можем ли сделать бывод, что Запад меняет правила игры, и вопрос о будущем Путина переводит в другую плоскость?
– Расследование преступлений, совершенных во время российско-грузинского вооруженного конфликта – это еще первая ласточка. В ближайшем будущем этому процессу последуют еще и международное расследование украинского конфликта, аннексии Крыма и так далее. Это логический и ожидаемый процесс, он, в первую очередь обусловлен методами ведения Россией внешней политики, которая дополнялась незаконными силовыми действиями и такими нарушениями международного права, как аннексия территории другого государства. А результаты британского расследования о возможной причастности президента РФ к произошедшему вносят новые коррективы в напряженные отношения РФ-Запад, точнее, Владимир Путин-Запад. Это становится очевиднее на фоне европейского турне президента Ирана. Это не только довольно ощутимый и болезненный удар по статусу и самолюбию президента РФ, он может трактоваться как предупреждение или намек о том, что пора уже пересмотреть определенные подходы во внешней политике России, в противном случае, не исключено, что президент РФ может отвечать в международных судебных инстанциях. Возможно также, что это – мессидж, который подсказывает: в случае отсутствия изменений правление В.Путина может подойти к концу.
– Какое влияние может оказать обострение отношений между Турцией и Россией на Армению и Карабахский конфликт? С одной стороны, Азербайджан оказался в незавидном положении из-за непростых отношений с Западом, с другой – из-за конфликта между Россией и «братской» Турцией. Какие последствия эта ситуация будет иметь для нас?
– В случае негативных или положительных изменений в отношениях России и Турции Армения, и в частности Карабахский вопрос, независимо от наших желаний, становятся предметом спекуляций. Это обусловлено полной политической и экономической зависимостью Армении от России. И в этом смысле мы гораздо более уязвимы, чем Азербайджан. В нынешней ситуации есть вероятность того, что спекулируя всеми возможными факторами и используя все рычаги, в том числе и российскую военную базу в Гюмри, РФ и Турция попытаются вовлечь Армению в неблагопритные для нас процессы, или же решат свои текущие проблемы и придут к согласию за счет интересов и территорий Армении и Нагорного Карабаха.
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
03.02.2016