Политолог отмечает, что позиция Армении по вопросу Нагорного Карабаха неизвестна
Руководство Азербайджана, в лице президента и министра иностранных дел, продолжают обвинять и критиковать Минскую Группу ОБСЕ, выражая недовольство по поводу того, что она бездействует. Таким манером соседнее государство пытается вытеснить Минскую Группу из переговорного процесса по Карабаху. В беседе с «Аравот» директор по научной части Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саргсян отмечает, что Азербайджан вряд ли захочет отказаться от единственного формата переговорного процесса – Минской Группы, у него нет альтернативы. «Своими «претензиями» они всего лишь пытаются возложить ответственность на Минскую Группу. Серьезный удар они получили в ПАСЕ при обсуждении антиармянской резолюции, когда Минская Группа открыто выступила против довольно удачного для них документа», – указывает господин Саргсян и отмечает, в ответ на это Азербайджан должен был выступить с каким-нибудь заявление.
Господин Саргсян подчеркивает, что со стороны Минской Группы прозвучали сдерживающие Азербайджан заявления, и напоминает о январе минувшего года, когда Минская Группа призвала Азербайджан соблюдать режим перемирия, а Армении предложила предпринять шаги, направленные на ослабление напряженности. По мнению Манвела Саргсяна, несмотря на то, что Минская Группа меняет свое отношение, снова становится терпимой к Азербайджану, тем не менее, Азербайджан «не проглатывает» молча ее критику: «И потому Азербайджан пытается вести с Минской Группой внутреннюю борьбу», – указывает наш собеседник.
Он отмечает, что сейчас Минская Группа не занимается урегулированием Карабахской проблемы: «Скорее всего, она стала стратегическим, довольно могучим управляющим и сдерживающим механизмом, структурой, где находятся сверхдержавы. Они всячески пытаются обеспечить в регионе мир, такова их задача. Если вы заметили, стало меньше говориться об урегулировании, темой переговоров при встречах теперь стала только разделительная линия, – говорит господин Саргсян и отмечает, что это изменение привнесли именно азербайджанцы. – Постоянно создавая напряженность на разделительной линии, Азербайджан преследовал только одну цель, они называли это военной дипломатией, думали, что так можно будет оказывать давление на Минскую группу. Но в действительности возникла ситуация, что просто изменилась переговорная тема. Темой теперь стала линия разделения, и Азербайджан оказался в довольно плохом положении: они сами не знают, продолжать им эту дипломатию, или нет? После последней встречи президентов Азербайджан снова начал говорить, что темой переговоров должно быть урегулирование, надо вернуться к этому или другому документу, но уже они тоже поняли, что невозможно больше ставить на стол переговоров тему урегулирования».
Читайте также
Сейчас, согласно Мамвелу Саргсяну, Азербайджан изолировался, оказался в «непонятной ситуации: «В связи с турецким конфликтом его позиция оказалась в подвешенном состоянии: он не знает, защищать ему Турцию или нет? С Америкой тоже в конфликтном положении. В такой ситуации создание конфликтных отношений с Минской Группой ведет всего лишь к его изоляции».
Господин Саргсян отмечает, что в этих условиях нам было бы лучше иметь свою позицию: «Мы должны учитывать наши задачи. Но нет даже простой позиции, связанной с этой последней резолюцией. Нет никакой позиции. Была позиция, что конфликт надо решать в Минской Группе, и надо избегать намеков на эту тему с других площадок. Азербайджан поступает наоборот. А смотрим на Армению, и не знаем, что она делает. Нет позиции. Это тоже большая проблема», – говорит господин Саргсян и отмечает, что у нас нет даже четкой позиции в отношении термина «урегулирование»: под словом «урегулирование» каждый понимает что-то свое. Для Азербайджана урегулирование – это одно, для Армении – другое. Азербайджан никогда не менял свою позицию, он хочет свои территории. А как понимали «урегулирование» в разное время в Армении, сказать трудно. Говорят, что предложения Минской группы лежат на столе переговоров – и на этом все, прекрасно понимая, что у Азербайджана другие цели в этих переговорах, и он никогда не пойдет на уступки.
Какова же в таком случае наша политика – неясно, об этом четко не говорится. Иногда делаются ситуационные заявления, что если Азербайджан начнет войну, мы признаем Карабах. А если не начнет, что тогда будем делать?», – вопрошает господин Саргсян и отмечает, что с дипломатических площадок ответы на эти вопросы не звучат.
На наше замечание, что недавно министр ИД Армении посоветовал не критиковать дипломатов, господин Саргсян ответил: «Эти люди должны суметь дать ответы на простые вопросы, и пусть наш дипломатический корпус ответит, что понимает под словом «урегулирование».
Рипсиме ДЖЕБЕДЖЯН
Газета «Аравот»
05.02.2016г