Четырехдневная война закончилась тяжелыми последствиями для села Мец Манташ Артикского района Ширакского марза: прямо у входа в деревню прикреплены черные ленты с именами Монте, Арман и Аргишти. Глава сельской администрации Степа Чобанян, с щемящим сердцем рассказывает: «Трое погибших из маленькой деревни, как такое могло случиться»?
Вместе с Чобаняном мы посетили семью погибшего лейтенанта Аргишти Габояна. Тело без вести пропавшего 25-летнего Аргишти было возвращено армянской стороне при посредничестве Международного комитета Красного Креста и Офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Арцви Габоян – отец погибшего лейтенанта, ветеран арцахской войны, сейчас служит контрактником в Арцахе. О героизме сына рассказывает с большой гордостью. Он с ним попрощался в Талише – на поле боя. «В четыре утра я со своим составом был там, где-то около пяти часов увидел парней из его роты, спросил – где Аргишти. Аргишти ночью, когда случились эти события, постирал свою одежду и был без зимнего бушлата. По всей вероятности, было холодно, и он спустился домой, чтобы надеть что-то теплое. Он пришел, я разговаривал с парнями, вдруг увидел, что мой Аргишти идет. Он увидел меня, с улыбкой спросил – зачем я там. Я ответил, что не один пришел, а вместе с взводом. Он сказал, что деревню всю разрушили: он считал Талиш второй родной деревней, снимал там жилье. Сказал, что все стекла в доме разбиты, но жить можно.
Потом добавил, что спешит, должен идти – с левой стороны есть позиции, которые 2 апреля турки захватили, а ночью наши солдаты вернули. Мы обменялись несколькими словами, поцеловали друг друга, он улыбнулся мне и ушел. А мы вернулись на наше место, в свои окопы. Я смотрел ему вслед, он со своими ребятами пешком пошел в сторону гор и исчез из поля зрения». Утром начались боевые действия, погиб командир взвода Грач Галстян из Гюмри. Узнав о его гибели Аргишти, взяв с собой шесть солдат, попытался вывести тело командира взвода. Отец- Арцви Габоян в бинокль, с расстояния в два километра видел все. Через 10 минут началась интенсивная перестрелка. Позже солдаты рассказали Арцви Габояну, что его сын – лейтенант Габоян, оставив их в более безопасном месте, приказал держать огонь, а сам перешел на позиции противника. Турки почувствовав, что по близости есть люди, попытались приблизиться, солдаты в ответ открыли огонь, враг отступил. Аргишти в это время был в окопе, он бегом поднялся на позиции, началась перестрелка, и он сражался до последнего патрона, больше солдаты его не видели. По словам отца, тело Аргишти враг оттащил в другое место. Солдаты ночью два раза попытались вывести тела погибших, но лейтенанта Габояна среди них не было. Его тело было возвращено в самом конце: азербайджанская сторона была уверена, что он – высокопоставленный военный.
Читайте также
Двоюродный брат Аргишти проводил нас его комнату, показал уголок Вазгена Саргсяна. Аргишти обратился к семье Вазгена Саргсяна, взял у них фотографии, материалы, хотел открыть музей Вазгена Саргсяна в своей военной части. И поскольку он не успел этого сделать, родные принесли все домой, создали в эго комнате маленький уголок.
У семьи Аргишти нет никаких требований, но они живут в сложных социальных условиях – в полуразрушенном холодном здании с заплесневелым потолком, которое невозможно отапливать. У них нет своего дома, в сельской администрации нам сказали, что они живут в бывшей столовой. Вывеска «столовая» все еще осталась на фасаде здания.