Анаит Халапян – дальняя родственница замученных азербайджанцами 2 апреля в Талише пожилых Халапянов. Анаит рассказывает, что их дом в Талыше был близко расположен к дому этих пожилых людей, и если бы они вышли из своего дома на пять минут позже, то, может быть, она и ее семья удостоились бы той же судьбы. Анаит вместе с мужем, свекровью и несовершеннолетней дочерью в ночь, когда Талыш обстреливали из минометов, спаслись благодаря сельскому старосте, который вывез их на машине. Они жили на окраине села, и покинули его последними.
В беседе с «Аравот» Анаит рассказывает, что покидать Талиш им приходится во второй раз, а в первый раз это случилось в 90-е годы. Она была маленькой, когда с родителями, сестрой и ее детьми, опять-таки ночью, они покинули село из-за артобстрелов со стороны азербайджанцев. Сейчас история повторяется снова. Сейчас они находятся в Ереване в маленькой квартире деверя, вместе с его семьей, всего 11 человек. Говорит, что спать негде, постель стелют на полу, ложатся спать с надеждой, что утро вечера мудренее: «Муж мой находится сейчас в селе, говорит все разрушено».
По словам Анаит, уже 26 дней, как они находятся в Ереване, но никто ими не интересуется, ни из какой государственной структуры к ним в дверь не постучали, не спросили, в чем они нуждаются? Мы приехали без одежды, без ничего, только документы взяли и выехали. Нам стыдно, семья у деверя большая, у них своих хлопот хватает, а тут еще и мы приехали. Хотя бы в каком-нибудь ближнем селе дали одну комнату, чтобы мы могли там жить, обрабатывать землю. Многого не хочу, только временный кров. Как только в нашей деревне воцарится мир, мы снова вернемся назад. Или в Карабахе дали бы дом в спокойном селе. Мы бы поехали, и пожили бы там временно».
Читайте также
Из Талиша в Ереван приехала и Пируза Мхитарян. Она тоже со своими четырьмя несовершеннолетними детьми живет в доме у родственников – 10 человек в однокомнатной квартире. Муж Пирузы на несколько дней приехал в Ереван, чтобы решить вопрос жилища для семьи, но безуспешно. «Предложили два разных дома за пределами Еревана, мы отправились бы туда жить, но там одни развалины, пожарище, нет крыши, вообще никаких условий», – говорит Пируза.
Она тоже, как и другие талишцы, просит дать им временное жилье, пока не появится возможность вернуться в Талыш. «Мы только отстроили дом, разводили скот, обрабатывали землю, начали уже нормально жить, и началась война. Дом разнесло в пыль, не знаю, когда смогут восстановить, чтобы мы смогли вернуться обратно. Мы просим, чтобы хотя бы в Карабахе дали жилье, мы бы там жили», – говорит Пируза.
Она рассказывает, что из организации «Миссия-Армения» их попросили открыть расчетный счет, чтобы им перечислили деньги, но этой суммы пока нет: «Хорошо еще эта организация думает о талишцах. А то мы все, можно сказать, босиком выехали. Хорошо нам с одеждой помогли родственники, добрые люди».
Пируза с ужасом вспоминает минометный обстрел, рассказывает: «Мы проснулись от сильных взрывов, мне показалось, что это очередная стрельба с их стороны. Но нет, это было что-то неописуемое, сыпалось беспрерывно как град и не прекращалось. Соседи пришли к нам домой – у нас новостройка, стены были крепкими, 3 большие семьи. Мы не знали, что делать. И вдруг родственник соседей, который к ним приезжал в гости, позвонил, мол, приеду и заберу вас. Его Бог послал. Приехал, всех нас собрал, наверное, человек 30, мы сели в его машину и через Матахис прибыли в Карвачар. Он всю дорогу вел машину с выключенными фарами».
Малыши в беседе с нами говорят, что хотят вернуться в село, но только за игрушками.
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»
28.04.2016г