Национальная служба новостей (НСН). Парламент Германии официально признал геноцид армян в Османской империи в 1915 и 1916 годах. Соответствующую резолюцию одобрили 2 июня большинством голосов. В ответ на решение Германии Турция отозвала посла из Берлина.
Президент Русско-армянского содружества Юрий Навоян рассказал в интервью НСН, почему решение Германии важно не только для Армении, но и для мировой политики.
— Как в Армении отнеслись к признанию Германией геноцида?
— Естественно, это решение нами приветствуется. Оно логическое, потому что Германия является положительным примером для Турции: она смогла на государственном уровне перевернуть позорную страницу своей истории. Германия не только признаёт геноцид, совершённый нацистами, но и проводит политику компенсации еврейскому народу.
Читайте также
— Почему признание геноцида именно Германией важно для Армении?
— Германия была союзником Турции во время Первой мировой войны. Она политическим и военным путём оказала поддержку проводимой политике, поэтому в определённом смысле является соучастником. Сегодняшняя резолюция немецкого парламента очень важна именно с этой точки зрения. Союзник Турции во время Первой мировой войны признаёт факт геноцида армян и этим актом признаёт свою вину. Я думаю, что Турции следует взять пример с Германии. Сегодняшнее решение Германии также имеет важное значение в контексте европейской мировой политики, потому что геноцид армян – это вопрос международного права, морали и справедливости. Повторю, это не только политический вопрос Армении и армянского народа, это очень важный вопрос мировой повестки. Это определённый политический сигнал Турции.
— Достаточно ли армянам признания факта геноцида? Каких дальнейших действий они ждут?
— Сегодняшнее решение я воспринимаю как сигнал, что наконец-то армяне и их союзники смогут на международном уровне добиться ликвидации последствий геноцида. Одного факта признания недостаточно. Это насущный вопрос для армянского народа, потому что именно в результате геноцида большинство из них лишились своей исторической родины и были распределены по всему миру. Это состояние продолжается по сей день. Фактически каждый армянин до сих пор испытывает на себе последствия геноцида. Я думаю, что не за горами юридическое и политическое решение по ликвидации последствий и возмещение ущерба народу.
— Турецкая сторона отозвала посла из Берлина. Чего Анкара хочет добиться?
— Это обычная практика турецкого руководства. Мы помним, что ранее оно так же поступило по отношению к Франции, когда Париж принял соответствующую резолюцию. Это оперативная реакция Турции, которая содержит в себе определённые элементы шантажа. Я думаю, через пару месяцев Анкара вернёт своего посла и продолжит межгосударственные отношения.
— Будут ли армяне проводить какие-то акции благодарности Германии?
— Они уже проводятся. Ряд армянских организаций сегодня во время голосования находился у стен парламента Германии. Там были благодарственные речи и надписи, ну и, по сообщениям СМИ, протестные акции со стороны турецкой общины. Это естественно, потому что армяне по всему миру продолжают добиваться справедливости. В прошлом году весь мир по поводу 100-летия геноцида армян ещё раз обратил серьёзное внимание на этот факт. И сегодня Армения стала на государственном уровне определённым центром борьбы против повторения таких событий. Ряд руководителей разных стран мира, в том числе президент РФ Владимир Путин, 24 апреля 2015 года находились в Ереване и принимали участие в памятных мероприятиях. А Турция продолжает политику отрицания. Это неправильная политика.
— Почему Германия признала геноцид армян только сейчас?
— Для нее стало очевидно, что Турция продолжает деструктивную региональную политику. Она ведёт себя агрессивно по отношению к соседним государствам и определённым народам. Неоднократно руководство Турции шантажировало Германию. Фактически Турция продолжает политику, которая была 100 лет назад. Уже европейские политики приходят к такому заключению, что политическими мерами надо удержать эту агрессию, чтобы турецкое общество и турецкое государство смогли выстраивать совершенно другие отношения с сопредельными государствами.
То, что сейчас между Анкарой и Москвой холодные отношения – это тоже результат агрессивной политики Турции. Россия в течение долгого времени развивала экономические отношения, несмотря на деструктивную роль Анкары на Южном и Северном Кавказе, в Средней Азии. Москва, наверное, считала, что через экономические отношения можно будет повлиять на Турцию. Но то, что турки сбили российский самолёт и до сих пор не извинились, доказывает, что Анкара всем создала политические проблемы. Тут решение за турецким народом. Но такая политика очень опасна.
Фото – НСН