Борьба с монополиями в Армении может увенчаться успехом, если она начнется с ликвидации российских монополий
«Две страны могут осуществлять комплексные проекты со всеми странами региона в железнодорожной, энергетической и газовой сфере», — заявил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в ходе состоявшейся 5-го июня в Тегеране встречи со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном. Он также подчеркнул: «Хотя в экономических отношениях двух стран и зафиксирован сдвиг, однако они еще не достигли желаемого уровня, и эти отношения важно расширять».
То есть, если ранее бывшие министры энергетики и природных ресурсов Армении многозначительно заявляли, что в связи с газоснабжением и транзитом газа от Ирана «предложений не поступало», и из Сибирских просторов газ и нефтепродукты завозить в Армению «выгодно, и только единицы в Армении возражали этому, то заявление иранского высокого должностного лица по меньшей мере дает основание вновь обратиться к этому вопросу. И вправду, а сейчас что скажет и, самое главное, что будет делать официальный Ереван?
Казалось бы, исходящие из этого действия должны были быть однозначными. Очевидно, что имеющая все возможности для железнодорожного сообщения, транзита газа и электроэнергии Армения еще очень давно, днем раньше должна была бы приступить к скорейшей реализации всех этих проектов. Однако, в случае с официальным Ереваном, как показывает опыт, «жизнь намного сложнее».
Читайте также
Вышеназванные сферы армянская сторона поэтапно сдала русским, объясняя, что это якобы исходит из наших экономических интересов, а также интересов национальной безопасности, или же, ка в случае с железной дорогой – говоря, что «русские лучше управляют». Действительность в том, что Армения и Иран не имеют никаких проблем, не считая одной, и эта проблема – Россия, проблема, которая создалась по вине и при непосредственном соучастии властей Армении. Мяч, как говорится, на армянском поле, и власти просто обязаны решить эту проблему.
Правительство Армении в очередной раз заявило, что начало борьбу против монополий. Говорят о сахаре, масле, бананах. Хорошо делают. Даже смешно, когда в 21-ом веке эти сферы могут быть в руках кого-то одного. Но еще смешней, когда на фоне бананов на политическом поле, не считая единиц, никто не видит и не хочет видеть рынки газа, нефтепродуктов, и железную дорогу. По сей день этим сферам придан статус индийской коровы, они необсуждаемы, считаются «естественными» монополиями.
Москва на трехсторонние переговоры с Ираном тащит Баку, чтобы взять в свои руки все коммуникации, идущие из Ирана на север. И Азербайджан здесь – союзник Москвы номер один! Ведь ясно, что в случае Армении эти коммуникации будут продолжены в Грузию, а затем – к Черному морю и станут «антироссийскими». Следовательно, выбор Москвы здесь абсолютно понятен. Непонятно, когда официальный Ереван загнал себя в ступор и не проявляет никакой воли в том, чтобы преломить ситуацию в свою пользу.
Грузия и Иран еще в прошлом году договорились совместить усилия в направлении развития коммуникаций, использования транзитных возможностей. В частности, иранская сторона выразила свою заинтересованность в том, чтобы экспортировать свои энергоносители в Европу в грузинском направлении, достигнуты взаимные договоренности. И здесь единственным отсутствующим звеном является Армения, где царит монополия Газпрома в газовой сфере, монополия Роснефти – в сфере импорта нефтепродуктов, а железная дорога принадлежит РЖД, выдающийся руководитель которой ранее объявил, что строительство железной дороги Иран-Армения «бессмысленно». Плюс к тому, на границе Армении с Ираном стоят русские пограничники, в связи с чем ни одна политическая сила перед властями официально не поставила вопроса: чем они там заняты?
Фактически, монополии в Армении начинаются с российских монополий, и борьба с монополиями будет воспринята как очередной «ветер», если она не затрагивает российские монополии. И индикатором успеха этой борьбы является не допуск еще двоих-троих импортеров бананов, а демонтаж российских монополий. В том числе и от этого будет зависеть, насколько нам удастся воспользоваться нашими огромными возможностями в отношениях с Ираном. В этом вопросе Россия – наш противник вместе с Азербайджаном. Да, они оба хотят, чтобы Армения была обойдена. Они совместными усилиями пытаются показать Ирану «бесперспективность» Армении, нейтрализовав грузино-иранские договоренности. И покажут, если Ереван не докажет обратного, полностью не раскроет свои возможности навстречу инфраструктурным проектам. Свободный безвизовый проезд недостаточен. На реке Аракс должна быть армяно-иранская, а не де-факто российско-иранская граница, что продолжает держать Армению в статусе русского «чулана».
Рубен Меграбян
Газета «Аравот»
07.06.2016г