6 июня, факт о применении насилия в отношении депутата НС НКР Айка Ханумяна, в очередной раз дал повод усомниться в уровне демократии в Карабахе. В частности, казалось странным то обстоятельство, что полиция изначально отказывалась возбудить уголовное дело и заявляла, что ничего подобного не произошло.
Примечательно, что международных исследований про демократию НКР нет, так как в государствах не получивших международного признания, такие исследований не проводятся, так что если есть конкретные данные и анализ уровня демократии в Азербайджане или Армении, то аналогичных данных по Нагорному Карабаху нет. Следовательно, выводы о демократии в НКР, международное сообщества может сделать только из вторичных источников (например, на основе данных, представленных армянскими исследователями), а также из опыта выдворения силами НКР Жирайра Сефиляна и его группу, прошлым летом в Бердзоре, и попыткой “замять” вопрос о применении насилия в отношении Айка Ханумяна. Хотя одним из немногих козырей Армении в ходе переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, является то, что Армения и НКР более демократичные и цивилизованные по сравнению с Азербайджаном, но события с Ханумяном, а также аналогичные события в прошлом году в Бердзоре, безусловно, наносят ущерб армянской стороне. Наносят ущерб по трем основным причинам:
Во-первых, как уже отмечалось, армянская сторона неоднократно подчеркивает, как перед внутренней, так и внешней аудиторией, что является наиболее демократичной. Такая позиция имеет четкие причины. Западные ведущие структуры и правительства, такие как ЕС или США, имеют четкую модель разрешения конфликтов. Согласно этой модели, наилучшее разрешение конфликтов — это становление сторон конфликта демократическими государствами. Считается, что демократические страны не воюют друг против друга. Фактически, становление примерными и демократическими государствами, для Армении и НКР, обеспечит двух основных союзников из списка стран Минской группы ОБСЕ, США и Францию.
Вторая причина заключается в перспективе международного признания НКР. Как показано на примере Косово, существует несколько основных предпосылок для признания самопровозглашенной республики. Из них, пожалуй, самое главное, иметь сформированные демократические институты. И именно наличием этих структур, Косово отличается от Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии.
Читайте также
Третья причина, конечно, международное восприятие конфликта. Армянская сторона всегда пытается указать на тот факт, что Карабах является более демократичным и цивилизованным, чем Азербайджан, и на этом основании утверждает, что нельзя людей, живущих в более демократической области, «перенести» в нецивилизованную страну с диктатурой. В качестве примеров приведены существование политических заключенных, отсутствие свободы слова и митингов и военные преступления. И если бы не было насилия в Бердзоре и в отношении Ханумяна, то утверждения армянской стороны были бы весомыми и полностью оправданными. Однако в свете применения силы против слова и собраний, единственным очевидным и существенным отличием- являются военные преступления (армянские солдаты не отрезают головы и уши).
Следовательно, насилие в отношении представителей оппозиции и вооруженная полиция готовая применить насилие в отношении мирных политических кампаний, однозначно наносят ущерб интересам Нагорного Карабаха, ослабляют переговорную силу армянской стороны вредят международному признанию тандема РА-НКР, ставя под угрозу перспективу урегулирования конфликта в пользу Армении.
Анна Памбукчян,
«Союз Информированных граждан»