В данный момент мы находимся в состоянии войны с Азербайджаном. Рано или поздно, боевые действия возобновятся. Мы не допустим противника в Арцах, но жертвы, к сожалению, будут, независимо от того, кто будет министром обороны Армении или Арцаха. Если я считаю, что могу принести пользу в деле защиты моей страны, я отправлюсь к главнокомандующему Вооруженных сил (независимо от того, кто он и как я к нему отношусь), расскажу, как представляю себе эту защиту, и скажу, что готов во время войны служить там, куда меня направит командование. Лично я, будучи гражданским лицом, поступлю именно так, если в какой-либо момент во мне возникнет необходимость.
Другое дело, если у человека имеются политические амбиции. В этом случае вполне естественно, что он организует митинги, выступает с интервью, критикует, дискутирует и так далее. (Хотя, конкретно в случае с Арцахом, мне кажется несколько странным, что во время войны публичные дискуссии о боевых действиях разворачивают бывший и действующий министры обороны страны. Это тоже, вероятно, «достижение» армянской демократии.) Политическая борьба состоит именно в том, чтобы собирать вокруг себя людей и доказывать, что действующая власть все делает неправильно, а ты все сделаешь правильно, как только получишь соответствующие (властные) рычаги. И в этом случае вполне оправдано мессианское поведение – «я пришел вас спасти». Нужна всего лишь четкость, и, может быть, в этом случае, в основном справедливая критика Самвела Бабаяна достигнет назначения.
Конечно, в Армении и Арцахе заниматься политикой не так-то и легко. Существует «силовая система», которая была создана в середине 90-х годов военными, полевыми командирами, в том числе и Самвелом Бабаяном, в соответствии с которой «любой авторитет», «уважаемый дворовый парень», «фидаи», «сотрудник органов», «еркрапа» или телохранитель могли безнаказанно избить любого человека, кто косо посмотрит на него и тем более – на его «шефа». Естественно, эта система использовалась и в политических целях.
Говорить, что такого типа люди сегодня действуют с той же наглостью, думаю, было бы преувеличением, случаев явно стало меньше. Но порой происходят, так сказать, «рецидивы». То есть, в недоразвитом уме каких-то людей пока еще «тлеет» мысль, что любой вопрос можно решить путем избиения. Кратчайший путь к избавлению от данного явления – привлечь этих людей к суду.