В Армении многие относятся к конкурсу песни «Евровидение» с пренебрежением. Относятся к этому конкурсу с пренебрежением и презрением, говоря и подчеркивая, что «Евровидение» представляет собой низкопробный конкурс, однако мы относимся к этому низкопробному конкурсу очень страстно и с чрезмерным интересом. На этот раз поводом была Иветта Мукучян. Вместе с тем, мы очень хотели победить на этом «низкопробном» конкурсе и на этот раз не пожалели для этого усилий, но в итоге добились всего лишь того, что одно из наших изданий написало: «Иветта Мукучян седьмым местом победила «Евровидение». Получается, что наша цель не победа на «Евровидении», а победа над «Евровидением».
Как бы то ни было. Иветта победила «Евровидение», а на «Евровидении» победила Джамала, представляющая Украину, которая по происхождению не украинка, а полутатарка и полуармянка, точнее – полукарабахская. Почти все уверены, что победа Джамалы-Сусанны имела политический подтекст, точнее, не подтекст, а именно контекст, причем, не против певца, представляющего Россию, а именно против России, потому что Джамала не только представляла антироссийскую Украину, но и представляла песню, содержание которой, по сути, тоже было антироссийским. И, несмотря на то, что из текста песни мы ничего не поняли, нашлись переводчики и комментаторы.
Наряду со всем этим, являясь политической, песня и ее исполнение Джамалой для «Евровидения» были новинкой, в первую очередь, именно в плане текста: в отличие от исполнений других певцов, мы не можем утверждать, что Джамала пела и на английском. Может быть, в тексте ее песни были какие-то намеки на английский, но в общем, тюркоязычное душевное переживание, приправленное некоторыми оттенками мугама. Некоторые обозреватели и некоторые специалисты песню и исполнение Джамалы квалифицировали как «рабис».
Мы, являясь в этой сфере любителями и самоучками, смеем утверждать, что представленный Джамалой мугам и трели вполне национальны, в татаро-турецком смысле, и это тоже новинка для «Евровидения», потому что давно уже певцы и певицы – участники «Евровидения», в том числе и наши, не исполняют песни с национальными оттенками, и наши Инга и Ануш Аршакяны, которые всегда в жизни выступали только с армянскими и национальными песнями и исполнениями и оценивались по достоинству своим выступлением на «Евровидении», непонятно почему, явно уменьшили национальную «дозу» и, по нашему мнению, если бы они на конкурсе представили обработанный вариант какой-либо нашей народной песни, то заняли бы более высокое место.
Читайте также
Конечно, мне могут возразить, что песня представляющей Украину Джамалы, никак не была связана с украинской народной песней и пением, и мы подтвердим ваши слова, добавив, что если Джамала пела песни на основе украинских народных мотивов, то вряд ли бы имела какой-либо успех, по той простой и понятной причине, что любой певец и музыкант может целиком и полностью и наилучшим образом представить культуру своего народа. Джамала поступила именно так. Были и те, кому понравилась песня победителя, были и те, кому она не понравилась, но то, что победитель победил в результате политического решения, согласны почти все. Причем, баллы, данные на этот раз жюри и телезрителями, не были убедительными и достоверными, и были представлены спутанно.
Вместе с этим, сколько бы мы ни считали «Евровидение» политизированным и конкурсом второго разряда, я уверен, что в будущем году мы с тем же интересом и страстью будем следить за ходом «Евровидения», потому что, в конце концов, исполнения и Джамалы, и Иветты Мукучян, и российского Лазарева, и представляющей Австралию кореянки будут помниться дольше, чем занятые ими конкурсные места. То есть, пусть лучше будет «Евровидение», чем его не будет. И лучше, если мы будем на «Евровидении», чем не будем.
Воскан ЕРЕВАНЦИ
Газета «Аравот»
11.06.2016г