Не доверяем Москве, и на то есть основания
Как перед четырехдневной апрельской войной, так и после развязанной Алиевым агрессии, недоверие к России стало более острым. Как говорится, есть основания для того, чтобы каждый шаг со стороны РФ против Армении воспринимался как угроза нашему суверенитету. И с этой точки зрения система противовоздушной обороны – ПВО не является исключением.
Депутат, читавший Декларацию о независимости Армении, или, например, бывший министр обороны РА говорят, что в соглашении о совместной с Россией системе ПВО «нет никаких положений, вызывающих беспокойство», «ничего нового нет: система ПВО действует с 1995 года», «необходимо выразить благодарность русским», «если на Армению будет совершено нападение, то только Армения будет решать, какому объекту наносить удар», «нет никаких вопросов, связанных с потерей суверенитета», «эта система защищает суверенитет Армении и ее независимость» и так далее…
У нас уже была возможность убедиться в том, что в ОДКБ у Армении союзников нет, и если по отношению к рубежам Армении Азербайджан совершает агрессию, то ОДКБ молчит. Или на уровне генсека ОДКБ делается дежурное заявление о «необходимости снизить напряженность на границе», но не более.
Читайте также
А что случилось после того, как представители правящей верхушки и поборники интересов России в Армении уверяли, что членством Армении в ЕАЭС хотя бы решается вопрос безопасности — «Азербайджан не начнет войну»? Мы уже стали свидетелями того, как коротка была жизнь этого «блефа». Та же самая ситуация и сегодня. Как себя проявит Россия, если, например, Азербайджан нарушит не только воздушное пространство Арцаха, но и Армении (оставим в стороне вопрос о том, кто «даст добро» Азербайджану для принятия такого решения), развязав новую агрессию? С одной стороны, союзник РФ — Армения, а с другой стороны «стратегический партнер» РФ — Азербайджан, важность отношений с которым Москва подчеркивает при каждом удобном случае. Кто даст распоряжение об уничтожении военного самолета – российская или армянская сторона?
Будет ли Армения иметь возможность защитить Карабах в случае агрессии Азербайджана в рамках деятельности данной системы ПВО?
Следующее: есть мнение, что Армения может иметь дополнительную, отдельную систему противовоздушной обороны. Но согласится ли РФ, чтобы в условиях армяно-российской системы ПВО Армения воспользовалась возможностью развивать собственную противовоздушную оборону?
Объединенная система ПВО: а что взамен?
На днях в прессе появилась информация о том, что Россия поставила перед Арменией условие – предоставит обещанную военную технику только после ратификации данного соглашения. Речь о контракте об оружии на 200 млн. долларов, которое, согласно утверждениям в прессе, будет предоставлено только после присоединения Армении к единой системе ПВО. На прошлой неделе глава фракции РПА Ваграм Багдасарян, касаясь соглашения о присоединении к единой системе ПВО ОДКБ, не исключил, что после этого военная техника по кредитному соглашению в 200 млн. долларов будет в Армении: «Нежелательно говорить об этом, но полагаю, что то, о чем договорились в РА, появится в логичные сроки».
Соглашение о присоединении к единой системе ПВО, конечно, было подписано ранее – 23 декабря прошлого года. В свою очередь российская сторона откладывает поставки оружия в рамках кредитного соглашения, и нельзя исключать, что и в этом случае мы будем иметь дело с чем-то, наподобие сделки «долг взамен на имущество». Если даже соглашение о присоединении к единой системе ПВО и кредит на 200 млн. ничего общего не имеют, тем не менее, от Москвы всего можно ожидать. Не исключено, конечно, что подобные надежды питают власти РА, полагая, что наконец-то после присоединения к соглашению Москва предоставит обещанный «многострадальный» кредит…
Как отнесутся к ПВО Грузия и Иран?
В условиях соглашения о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе вопросы не касаются только того, сможет ли Армения использовать свою систему ПВО в случае угрозы Арцаху со стороны Азербайджана. На самом деле это серьезнейший вопрос в том смысле, что соглашение определенно навредит безопасности НКР, несмотря на то, что РА является гарантом безопасности НКР.
После подписания соглашения для соседних стран — Ирана и Грузии, воздушное пространство Армении станет другой — единой системой противовоздушной обороны. Всем известно, как Россия реагирует на заявления властей Грузии о сближении с НАТО и не скрывает своего негативного отношения по поводу желаний Тбилиси касательно членства в НАТО. С уверенностью можно сказать, что и Иран не будет в восторге от шагов по расширению российского влияния в регионе. Следовательно, Армения может оказаться в довольно сложной ситуации во взаимоотношениях со своими соседями, и не только с ними, ни и с Западом тоже.
Еще один серьезный рычаг влияния — Москве
«Соглашением предусмотрено, что армянская сторона не полностью предоставляет свою систему противовоздушной обороны, она сама решает, какая часть ее системы ПВО будет предоставлена объединенной региональной системе ПВО или взята из ее состава. В указанном вопросе войска ПВО ВС Армении сохраняют свою самостоятельность»,- на днях заверило министерство обороны.
В соглашении отмечается, что совместные действия войск (сил) объединенной региональной системы обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности, а также совместные действия с войсками (силами), входящими в состав других региональных систем ПВО, координирует главнокомандующий военно-космическими силами ВС РФ, а общее управление совместных действий осуществляет командующий войсками Южного военного округа РФ. Тем не менее, в соглашении отмечается, что управление совместными действиями войск объединенной системы отдельного района коллективной безопасности будут осуществлять соответствующие органы Армении. Регламентом соглашения предусматривается, что в мирное время объединенная система противовоздушной обороны будет организовывать и проводить боевое дежурство противовоздушной безопасности в Кавказском регионе коллективной безопасности, а в случае угрозы агрессии и во время войны выполняет боевые задачи.
Кажется, нет сомнений в том, что соглашение определенным образом влияет на воздушный суверенитет Армении. Конечно же, проблемы могут возникнуть и во время военных действий, например, будет ли Армения сама принимать решение как поступить?
Следующий вопрос: не получает ли Россия право самостоятельных действий в воздушном пространстве Армении в рамках данного соглашения?
Есть ли гарантии того, что возможные действия России будут в интересах Армении, а не «стратегического партнера» Азербайджана?
Следовательно, если увеличивается участие России в принятии ключевых решений для Армении, то необходимо констатировать, что Армения предоставляет Москве еще один рычаг влияния, и этот рычаг может быть использован во вред Армении и безопасности нашего государства. Кроме этого, способствует ли тот факт, что в любой области Армения воспринимается как страна, находящаяся в российской сфере влияния сохранению ее суверенитета, его восприятия на международной арене? В политическом поле Армении большинство – начиная от власти и заканчивая оппозицией, кажется, делают все, чтобы зависимость Армении от РФ на международной арене становилась все более очевидной, превращая наше государство в силовое подразделение России.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Начало – ЗДЕСЬ
Газета «Аравот»
16.06.2016г